Дата:
Класс: 8
Автор: Волкова Кристина Александровна
Тема урока: Эпоха Просвещения
Цель урока: формирование мировоззрения и понимание исторических процессов, их взаимосвязь и преемственность общественных идей и духовной культуры.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Основные понятия: Просвещение
Методы работы: индивидуальная и групповая работа
Планируемые результаты изучения материала:
личностные:
· способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
· интериоризация гуманистических и демократических ценностей.
метапредметные:
· различать причины и следствия явлений и процессов;
· анализировать явления и процессы, выделяя их положительные и отрицательные стороны;
· решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
· умение работать с дополнительными материалами;
· умение составления коллажа;
· готовить выступления по теме.
предметные:
· характеризовать идеологию Просвещения, различать идеи отдельных Просветителей;
· раскрывать сущность идеи разделения властей, представлений о свободы и равенстве, сложившиеся в эпоху Просвещения во Франции;
· извлекать информацию из различных источников;
· систематизировать информацию в форме коллажа.
Ход урока
I. Организационный этап.
Разделить учащихся на 4 группы.
II. Актуализация знаний и мотивация.
Эпиграф к уроку:
- «Имей мужество пользоваться собственным разумом – таков девиз Просвещения!»
Так писал немецкий философ Иммануил Кант.
Как вы думаете, что такое Просвещение? (время, в котором, возможно, люди стали больше узнавать о мире и их законах).
III. Постановка темы урока.
Как мы сформулируем тему урока?
IV. Изучение нового материала.
V. Первичное закрепление с проговариванием
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
VII. Этап включения в систему знаний и повторения
VIII. Этап рефлексии
IX. Домашнее задание
I.Мотивационный этап
II.Актуализация и пробное учебное действие
Далее с каждым учащимся проводится сравнение в виде таблицы между уже известной эпохой Возрождения и эпохой Просвещения (на этом этапе они смогу заполнить только первую эпоху). Приложение 1.
- Давайте вместе вспомним характеристику уже известной нам эпохи Возрождения.
III. Постановка темы урока.
- Можем ли мы с вами заполнить столбец об эпохе Просвещения? (нет).
Верно, это первая наша с вами проблема.
На
столе уже разложен дополнительный материал по теме эпохи Просвещения. Приложение 2.
- Также перед вами лежит дополнительный материал. Знакомы ли вам что-то из
этого материала? (нет)
Это уже наша вторая проблема. Сможем ли мы работать с ним, не зная ничего о
теме? (нет).
Что значит нам нужно сделать? (изучить дополнительный материал, параграф,
источники интернета).
Верно.
Как мы сформулируем тему урока?
Что
мы с вами выучим сегодня?
IV. Изучение нового материала.
- Нам нужно не просто взять материал и без разбора с ним работать, а нужно составить коллаж по следующему алгоритму:
1. Ознакомится с основной информацией по эпохе Просвещения (дополнительный материал, учебник, интернет);
2. Выбрать сферу направления (философы Просвещения, веротерпимость, космополитизм, наука);
3. Составить коллаж, используя дополнительный материал и свое творческое вдохновение;
4. Подготовить выступление для презентации своей работы.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать об
эпохе Просвещения, как о процессе изменения мировоззрения в сознании людей).
Верно. Значит и темой нашего урока будет? (Эпоха Просвещения).
Отлично, давайте приступать.
Далее учащиеся самостоятельно распределяют обязанности внутри группы и работают по алгоритму работы с коллажом (не более 10 минут). Заранее раздать учащимся необходимые предметы для создания коллажа: дополнительный материал на каждую группу, ножницы, клей, цветные карандаши, ручки, фломастеры.
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Далее учащиеся презентуют свои работы, объясняя и разъясняя ту тему, которую они выбрали так, чтобы остальные группы поняли их тему.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-
А теперь, давайте вернемся к нашим табличкам. Можем ли мы теперь ее попытаться
дополнить? (да).
Каждый учащийся самостоятельно заполняет столбец о эпохе Просвещения
(приложение 3).
- Теперь обменяйтесь по часовой стрелке своими табличками с соседями. Давайте
проверим правильность заполненных товарищами таблиц (выводится на слайде
правильный вариант заполненной таблицы).
Учащиеся проверяют правильность заполненных таблиц.
VII.Включение в систему знаний и повторения
Чтобы закрепить материал с учащимися составляется
синквейн на тему: «Просвещение».
Составляется 2-3 минуты группами, и каждая озвучивает свой вариант синквейна
VIII.Рефлексия
На этапе рефлексии можно использовать метод «Телеграмма». Учащиеся пишут небольшое письмо к себе в ту эпоху, о которой шла речь, с пожеланиями или предостережениями.
- Вспомните какая у нас была цель в начале урока? (узнать о жизни земледельцев и ремесленников в древнем Египте)
Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да).
Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока? (да).
Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно? (сделано в кахуте – приложение 4). Поднимите синюю карточку с ромбом.
Кто на протяжении урока сделал неправильно 1-2 задания? (сделано в кахуте – приложение 4). Поднимите зеленую карточку с квадратом.
Кто на протяжении урока сделал от 3 и более ошибок? (сделано в кахуте – приложение 4). Поднимите желтую карточку с кругом.
IX. Домашнее задание: параграф 2, вопросы после параграфа на стр. 32 письменно, из рубрики «Подумайте» № 3 и 4 письменно.
Приложение 1
Сравнение
|
Эпоха Возрождения |
Эпоха Просвещения |
Исторический период |
XIV – XVI вв. |
|
К каким идеалам стремились? |
К идеалам античной культуры |
|
Какая идея была заложена? |
Возглавление европейской цивилизации |
|
Приложение 2
Просвещение – особая культурная эпоха, ознаменовавшаяся свободой и всевластием разума
Просвещение – особая культурная эпоха, ознаменовавшаяся свободой и всевластием разума
Просвещение – особая культурная эпоха, ознаменовавшаяся свободой и всевластием разума
Просветители – философы, писавшие свои произведения исключительно для критики различных аспектов жизни
«Исследование о природе и причинах богатства народов»: в ее основе лежит идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства
1723-1790 гг. Адам Смит Шотландия
Его социально-экономические взгляды стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.
Англия Томас Гоббс Джон Локк
1588-1679 гг. 1632-1704 гг.
Появлению общества предшествовало естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы
Если раньше он подчинялся только законам природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию
Гоббс за абсолютную монархию, а Локк за ограничение власти
Франция Шарль-Луи, барон де Монтескьё 1689-1755 гг. «О духе законов»
Для разных обществ хороши разные законы: влияют на это климат, размер страны, количество населения, традиции
Жан-Жак Руссо 1712-1778 гг. Свобода! Равенство! Собственность!
Власть в обществе всегда должна принадлежать народу
Секуляризация (обмирщение) сознания
Франция Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) 1694-1778 гг.
Лозунгом времени становится веротерпимость
Вера – личное дело каждого, государство не должно её навязывать
Германия Иммануил Кант 1724-1804 гг.
Немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы
Итальянские просветители были озабочены необходимостью преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества
Чезаре Беккариа 1738-1794 гг. «О преступлениях и наказаниях»
Екатерина II покровительствовала многих Просветителям той эпохи
Космополитизм – идеология, рассматривающая людей, как граждан мира, а не отдельного государства
Шарль де Сен-Пьер Франция 1658-1743 гг. «Проект вечного мира»
Признание естественного равенства всех европейских народов
Астрономия перестала быть наукой – перестала решать глобальные вопросы познания
Возникновение палеонтологии – науки об ископаемых организмах
Собирать материал для исследований становится модным
Возникают крупнейшие государственные коллекции: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), Лувр (Париж)
Акустика – наука о звуке Теплофизика – основа энергетики
Лингвистика – наука о языках
Приложение 3
Сравнение
|
Эпоха Возрождения |
Эпоха Просвещения |
Исторический период |
XIV – XVI вв. |
XVII – XIX вв. |
К каким идеалам стремились? |
К идеалам античной культуры |
К идеалам прогрессивности |
Какая идея была заложена? |
Возглавление европейской цивилизации |
Всеобщее равенство |
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.