Эпоха великих перемен (1917-1922 гг.)
Цель урока: Создать условия для систематизации знаний обучающихся по разделу «Великая российская революция. 1917-1922 гг.»
Задачи урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких образов исторической эпохи.
- складывание представления о ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- осуществлять целеполагание
- планировать пути достижения цели
- самостоятельно анализировать условия достижения цели
- самостоятельно контролировать своё время
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- владеть смысловым чтением
- реализовывать исследовательскую деятельность
- искать информацию
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста
Логические:
- устанавливать причинно-следственные связи.
- анализировать
- выстраивать логические связи и доказательство.
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
- уважать точку зрения оппонента
- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.
3. Предметных результатов:
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- закрепление обучающимися знаний о важнейших событиях эпохи великих перемен
Тип урока – повторительно-обобщающий
Педагогическая деятельность была построена на методах:
- словесные (беседа);
- наглядные (демонстрация презентации, иллюстрации, плакаты, портреты);
- практические (работа с историческими документами)
На уроке использовалась технология: критического мышления ( основные методологические приёмы «кластер» и «круглый стол» )
1. Орг. момент. Цель:
-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Приветствие учителя. Вопрос: Когда вы сегодня вошли в класс, то наверняка обратили внимание на плакаты, портреты, музыкальное сопровождение. Ассоциации с какими историческими событиями у вас вызвали все эти детали? Действительно, всё это звенья одной цепочки под названием Эпоха великих перемен. |
Приветствие учеников. Ответы: революция, гражданская война и т.д. |
2. «Погружение в эпоху»
Цель: систематизация и обобщение учебного материала. Сформировать и развить следующие умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения, переходить от частностей к общему и наоборот.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Давайте с Вами совершим «погружение» в эту эпоху. А поможет нам в этом такой приём, как «кластер». Этот приём нам хорошо знаком. А что он означает? Только наш кластер будет не графически, а «живым». И так, название «кластера» - Эпоха великих перемен. Теперь нужно подобрать ключевые, обобщающие слова.
Все остальные подойдут к столу и возьмут по одной карточке. На каждой из них будет подсказка: портрет исторической личности, понятие, дата, рисунок, плакат. А вам нужно правильно найти своё обобщающее слово и доказать правильность своего выбора.
И так, мы перевернули ещё одну страницу истории нашего Отечества. Всего за 5 лет были потрясены многовековые устои России, и новая советская система, сложившаяся в эти годы, просуществовала в нашей стране до конца 20 века. Как всякая переломная страница истории эпоха революционных потрясений сложна, многообразна и не поддаётся однозначной оценке. Сегодня я предложу вам вывести свой вердикт этой эпохе. |
Кластер (в переводе созвездие, гроздь) – графическое изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала.
Февральская Революция 1917г., Октябрьская революция 1917г., Гражданская война, «Военный коммунизм». Ребята выбирают карточки и выстраивают «живой» кластер. |
3. Целеполагание.
Цель: подвести детей к формулированию цели урока.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проблемный вопрос: Давайте обратимся к фрагменту стихотворения М.Волошина «Заклинание». Что, по-вашему, означают слова «Праведная Русь»? Так смогли ли большевики на руинах разрушенной ими России праведную Русь? Давайте сформулируем цель нашей работы. |
«Праведная», значит справедливое государство, государство всеобщего мира и благоденствия.
Цель: определить своё отношение к данной эпохе. |
4. «Круглый стол»
Цель: Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у обучающихся умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наша работа пройдёт в формате «круглого стола», эта форма работы предполагает обмен мнениями по каким-либо дискуссионным вопросам. Вы будете работать в группах. Вам предстоит проанализировать разные исторические источники: свидетельства современников событий (известных учёных, поэтов, данные статистики, даже народный фольклор) и вынести свой вердикт данной эпохе. Но в начале мы с вами послушаем как оценивали эти события те, кто был в их эпицентре, кто «делал историю»? И так, перед вами Лев Давыдович Троцкий и Антон Иванович Деникин. Ребята, эти выступления – авторский текст и не могут претендовать на документальность, но они основаны на серьёзном изучении авторами личностей своих героев. Не забывайте алгоритм доказательства: суждение – аргументы (не менее двух)
|
Работа в группах. Работа с документами. Формулирование доказательств. Выступление по группам со своими аргументами. |
5. Рефлексия. Цели:
- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;
-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;
-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
6. Домашнее задание. Историческое сочинение: Эпоха великих перемен (1917-1922гг.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.