"Эпоха петровских преобразований"
Оценка 4.9

"Эпоха петровских преобразований"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
28.09.2018
"Эпоха петровских преобразований"
В данной разработке рассматривается период развития России конца XVI - начала XVIII веков, эпоха петровских преобразований. Выявляются объективные причины реформ, дается их взвешенная оценка. В результате делается вывод о необходимости преобразований, которые привели к становлению абсолютной монархии в России. В ходе занятия используются различные педагогические технологии и формы работы.
Эпоха петровских преобразований.docx
Методическая разработка урока истории  "Эпоха петровских преобразований Эпиграф к уроку: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (А. С. Пушкин, 1833) Тип урока: повторительно­обобщающий Задачи урока:  1 Образовательные задачи:     проверить знания студентов и степень усвоения материала о периоде правления Петра I; показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения  преобразований; акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе; подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России. 2. Развивающие задачи:    развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить  историческими категориями; совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами, учить анализировать  исторические документы, учить размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать  факты для доказательства собственной позиции 3. Воспитательные задачи:    развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере  исторической личности; через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру; заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала. Техническое обеспечение: компьютер, телевизор, презентация в MS Power Point. Методическое обеспечение: дидактические материалы, раздаточный материал, портреты деятелей петровской эпохи, опорный конспект Формы работы учащихся: фронтальная беседа, дискуссия, работа в группах, подбор материала. Образовательные технологии: проблемного обучения, ИКТ, групповая технология. Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее  предложенному плану, используя дополнительные источники. Проблемное задание: Используя знания, полученные на предшествующем и сегодняшнем уроках, дать характеристику личности Петра 1, значению его реформ для России. «Петр I – великий  реформатор или  великий тиран?» План урока: 1 Необходимость реформ 2 Военная реформа 3 Экономическая реформа 4 Реформа государственного управления 5 Реформы в сфере культуры 6 Итоги Северной войны 7 Характеристика деятельности Петра I Ход урока I этап. Организационный момент (5 мин). Приветствие студентов. Сообщение темы, целей,  озвучивание эпиграфа, структуры урока. Работа с журналом (отметить отсутствующих). II этап. Основная часть (20 мин) Мотивация ­ Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Преподаватель. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают  по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Мнения о реформах Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни. Соратники Петра I держались мнения, которое впоследствии очень чётко и ярко сформулировал  М.В. Ломоносов: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!». Народные массы напротив, считали, что Пётр I был антихристом. Но в одном, и те и другие, сходились во мнении: Пётр I совершил радикальный переворот и создал новую Россию. Вот сегодня мы это и попытаемся выяснить. В начале урока мы сформулируем проблемный  вопрос.    Проблемный вопрос: Петр I – великий реформатор или  великий тиран? 1 Необходимость реформ На рубеже XVII­XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы. Вопрос:  В чём его проявление?  Почему, имея такую большую территорию, природные  ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус? (Примерные ответы учащихся: устарела система органов управления, не было флота, регулярной  армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям,  соответственно были плохо развиты внешние связи). Основу модернизации России составили реформы, определившие основные направления  внутриполитической деятельности Петра I.  Он  сделал много для того, чтобы Россия стала  империей – символом величия и могущества.  2 Военная реформа Вопрос: О каком событии говорится в этом отрывке? Начало было положено в 1697 г.: «В Голландском городке Заандаме, на верфи, где строились  морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал  гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликнул его: « Эй, плотник Питер, иди  сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго  шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали  впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский  царь Петр  ».Ι 3 Вопрос: Какие цели преследовало Великое посольство? 4  Каков был итог поездки? Сообщение студента «Военная реформа» ­ В каком городе началось строительство кораблей?  Почему? ( Примерные ответы учащихся: В г. Воронеж. Корабельный лес, река Дон, впадающая в Азовское  море). Вопрос:  что называют основой  регулярной армии?  (Примерные ответы учащихся: потешные полки ­ будущие "Семеновский", "Преображенский". 3. Экономическая реформа Преподаватель:  В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  Вопрос: В чем особенность экономической реформы Петра I? Какие отрасли развивались в  первую очередь? (Примерные ответы учащихся: Развивались преимущественно отрасли экономики, непосредственно связанные с обеспечением армии: снаряжением, вооружением). Сообщение студента «Экономическая реформа» Вопрос: Как отразилась экономическая реформа на крестьянах? (Примерные ответы учащихся: Приписывание крестьян к мануфактурам и плата ими подушной подати, привело к усилению крепостной зависимости крестьян от помещиков). 4 Реформа государственного управления Преподаватель: Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. Прежде всего, он проводит реформу государственного управления. Сообщение студента «Реформа государственного управления»  Вопрос: Многие историки считают, что административные реформы  вели к установлению абсолютной власти царя. Вы согласны  с этим? Известный   российский   историк   В.Я.Уланов   писал:   “Все   эти   преобразования,   непрерывным потоком   следовавшие   одно   за   другим...   не   только   не   вели   население   к   материальному   и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. 5 Реформы в сфере культуры Преподаватель: Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в  первую очередь это понимал Петр I. Сообщение студента  «Реформы в сфере культуры» 6 Итоги Северной войны Вопрос:  В чём историческое значение победы России в Северной войне? (Примерные ответы учащихся: Присоединение новых территорий, выход в Балтийское море. О России заговорили, как о великой морской державе. Петр I после заключения Ништадского мира был провозглашен императором). III этап. Организация дебатов (10 мин) Преподаватель: Итак, мы затронули основные направления деятельности Петра I. И теперь вам  предстоит решить проблемный вопрос нашего занятия. На дом вы получили задание найти факты и высказывания известных людей, подтверждающие одну из позиций проблемного вопроса. А теперь  каждая группа должна написать аргументы и высказывания в пользу своей позиции и высказать их. Преподаватель: есть ли актуальность изучаемой темы с сегодняшним днём? IV этап. Вывод (5 мин) История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я  думаю и надеюсь, вы меня поддержите, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой  противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько  велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно  был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными.  Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век.  Нашу дискуссию я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина, который  писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать  месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром I … суть  выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается  на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им  разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских  государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные  училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и  довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую  Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм,  преданность государственным интересам и любовь к военному делу. V этап.  Подведение итогов урока (5 мин) 1. Оценка деятельности учащихся. 2.  Рефлексия. 1) Выскажите своё мнение по поводу урока. 2)  Насколько комфортно вы себя чувствовали? 3)  Что понравилось или не понравилось на уроке? 4)  Какие знания и умения, полученные на занятии имеют значение лично для вас?

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"

"Эпоха петровских преобразований"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018