Открытый урок биологии в 9 классе.
Тема урока: «Эритроциты».
Цель урока: сформировать у школьников знания об особенностях эритроцитов в связи с их функциями.
Задачи урока:
Образовательные:
· Сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов , о механизме переноса кровью кислорода и углекислого газа, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.
Развивающие:
· Продолжать терминологическую работу с учащимися.
· формировать исследовательскую компетенцию,
· Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
· Развивать логику, внимание, память учащихся, способности к синтезу и анализу.
Воспитательные:
· Продолжать формировать у учащихся коммуникативные навыки.
· Содействовать повышению интереса к изучению биологии
· Тип урока: урок изучения нового материала.
· Технология: учебно-исследовательского обучения.
· Методы обучения: исследовательский,частично-поисковый, практические методы: лабораторная работа, эксперимент.
· Формыорганизации познавательной деятельности учащихся:исследовательская деятельность, групповая работа.
· Оборудование: мультимедийное оборудование, видеофрагменты; дидактический материал; микроскопы световые, микропрепараты крови лягушки и человека, «модели-пуговицы», коробки с шариками, реактивы: хлорид железа, роданид калия, учебник «Биология - 9», тетради.
Ход урока
I. Организационный момент:Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке биологии.
I.Мотивация
-Мы знаем, что в настоящее время в современной науке как никогда требуются учёные – исследователи.
-И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова американского биохимика:
“Исследовать –значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто”.Объявление плана проведения урока.
Сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая исследовательская лаборатория, а вы на время урока станете учеными –исследователями.
Но чтобы приступить к практическим исследованиям,нужно вспомнить теорию.
П. Актуализация опорных знаний.
Повторение изученной темы:«Понятие внутренняя среда, тканевая жидкость.
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельность организма».
Задания –карточки.(разноуровневые)
Изучение новой темы
III. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования
Одна из важнейших функций крови – транспортная, в частности, транспорт газов.
С какими элементами, эта функция связана?
Чем же может достигаться эффективность этой важнейшей функции?
IV. Определение темы и цели исследования-
Это эритроциты, которые составляют основную массу форменных элементов крови.
Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антонии Ван Левенгук.
Исследовательские работы, эксперимент.
Обсуждение итогов работы групп.
Итоги 1 гр.строение эритроцитов соответствует выполняемой ими газовой функции и имеет приспособительное значение: благодаря мелким размерам, огромному количеству в крови, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых клетках ядер эритроциты связывают большое количество кислорода и доставляют его тканям. Этот одна из причин теплокровности млекопитающих, в том числе и человека.
Итоги 2 гр.
Итоги 3 гр:
Пациент № 1.– анализ №Y;
Пациент № 2-анализ №Х;Пациент № 3.-анализ№Z
Закрепление изученного материала
«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме».
Кассирский Иосиф Абрамович (советский учёный и врач)
В конце урока формулируются основные выводы: Около 2,4 миллиона новых эритроцитов образуется в костном мозге каждую секунду.
Эритроциты живут в крови около 80-120 дней, а затем разрушаются, главным образом в селезенке и печени. В течение 1 секунды погибает примерно 10-15 млн эритроцитов, количество которых постоянно восстанавливается за счет вновь образующихся в красном костном мозге из его стволовых клеток, способных к многократному (до 100 раз) делению.
Это происходит благодаря слаженной работе всех его органов и необыкновенно экономичному использованию костным мозгом продуктов, необходимых для построения и созревания клеток крови (белков, витаминов, железа).
Так, для нормального созревания эритроцитов необходимо, чтобы в костный мозг поступало ежедневно всего несколько миллионных долей грамма особого веществавитамина В12. Недостаток этих бесконечно малых количеств витамина В12 приводит к тяжелейшему заболеванию — злокачественному малокровию, которое еще не так давно считалось неизлечимым.
-
Рефлексия
содержания учебного материала
Синквейн понятия «Эритроциты»
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Рефлексивный экран
Ø было интересно…
Ø было трудно…
Ø я выполнял задания…
Ø я понял, что…
Ø теперь я могу…
Ø я почувствовал, что…
Ø я приобрел…
Ø я научился…
Ø сегодня я узнал…
Попробуйте ответить на эти вопросы или закончить предложение.
(Учитель выслушивает ответы)
Учитель: Поставим лайки за урок.
Большой палец вверх: «Я урок усвоил».
Большой палец вниз: «Я не понял тему. Необходимо дополнительное занятие».
Спасибо за урок! До свидания!
Домашнее задание
стр.127-135 учебника - прочитать ;
выполнить зад. 5 стр. 135 -таблица;
составить кроссворд по теме «Кровь».
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА биологии .
Урок по теме «Эритроциты» третий в системе уроков «Кровь»..
Целью урока было: сформировать у школьников знания об особенностях эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями.
К образовательным задачам урока я отнесла :
-Формирование знаний об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемой функцией, о совершенствовании строения эритроцитов в процессе эволюции.
-Знакомство учащихся с механизмом переноса кровью кислорода и углекислого газа.
-что кровь как зеркало, отражает состояние организма.
· Урок был призван способствовать развитию у учащихся исследовательских умений, развитию логического мышления, способности к синтезу и анализу, совершенствованию навыков самостоятельной деятельности учащихся, их самоорганизации при выполнении заданий, работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательными задачами были:
– формирование у учащихся коммуникативных навыков
- создание внутренней мотивации к изучению биологии, к учебной деятельности в целом
· Применила технологию учебно-исследовательской деятельности как одну из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении,в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. Использовала также элементы технологии проблемного обучения, информационную компьютерную технологию.
Для достижения поставленной цели урока и учета степени самостоятельности обучающихся использовала продуктивные методы обучения исследовательский метод, метод учебного эксперимента.
В основу исследования была положена идея, направленная на решение учебной проблемы. Навыки исследовательской деятельности формировались через лабораторную и практическую работы с организацией групповой формы работы учащихся.
Урок состоял из следующих этапов:
1. Организационный этап, задача которого подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовались эмоциональный и психологический настрой).
2. Этап проверки имеющихся знаний –работа с карточками-заданиями
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию знаний-к исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия.
3.
4. Изучение нового материала -групповая работа с выполнением лабораторной работы, учебного эксперимента , работа с текстом учебника, со справочным материалом, заполнение таблицы, анализ, синтез, формулировка выводов.
5. Подведение итогов, обратная связь, совместный вывод.
6. Рефлексия.
7. Информирование о домашнем задании.
Задания … были ориентированы на развитие …
Развитие УУД:
· Личностные: развитие готовности к сотрудничеству, стремления бережно относится к своему здоровью.
· Регулятивные: развивать умение сравнивать элементы крови по строению и функциям, умения работать с текстом, составлять схемы, таблицы, умение осуществлять самостоятельно целеполагание, сравнивать результаты с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять коррекцию результатов.
· Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из текста, умение использовать наглядные модели для решения поставленной задачи, сравнивать и делать выводы.
· Коммуникативные: умения работать в группах, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, поиске и сборе информации.
Планируемые результаты:
· Обучающиеся должны знать: строение и функции эритроцитов, Обучающиеся должны уметь: проводить поиск информации в тексте, при выполнении лабораторной работы; различать под микроскопом форменные элементы крови; составлять схемы, таблицы; применять знания в новой ситуации.
· Материал урока оказался … интересным для учащихся)
Руководство учителя при выполнении … заданий было … инструктирующим), ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок,
ученики … включались в работу ….
Меня порадовали … , удивили … ,
огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске ….
Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …,
план урока: …,
материал …;
я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
В целом урок можно считать ….
_________________________________________
(фамилия, имя ученика)
Задание1. Заполнить таблицу.
Компоненты внутренней среды.
Компоненты внутренней среды |
местонахождение в организме. |
роль |
1. Кровь |
|
|
2. Тканевая жидкость |
|
|
3. Лимфа |
|
|
Задание2.
Гомеостаз-это____________________________________________________________
Задание3. Закончи схему по составу крови:
_________________________________________
(фамилия, имя ученика)
Задание 1 .Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
|
Задание 2:
Ответь на вопрос:Одно из важнейших жидкостей в организме, вид соединительной ткани?
Впиши ответ: _____________.
Перечисли функции этой уникальной жидкости по опорным понятиям:
1. ____________________- кровь транспортирует во все клетки ткани и органы кислород и питательные вещества.
2.______________________ участвует в нейрогуморальной регуляции организма (переносит гормоны – биологически активные вещества), участвует в поддержании температуры тела.
3.______________________-кровь сохраняет и поддерживает иммунитет. Иммунитет-совокупность защитных реакций, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.
4.______________________ -выводит из тканей ненужные продукты обмена веществ.
Задание3. __________________
Заполните схему «Состав крови".Кровь
Межклеточное вещество Форменные элементы
Клетки
_________________________________________
(фамилия, имя ученика)
Задание 1 .Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
|
Задание 2.
Заполни схему «Состав крови".Кровь
Межклеточное вещество Форменные элементы
Клетки
Исследование 1 группы
Лабораторная работа. «Изучение препаратов крови лягушки и человека».
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
Ход работы:
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека с эритроцитами.
2. Запишите данные в таблицу, учитывая размеры , количество эритроцитов, форму и наличие в нём ядра.
Сделайте выводы:
-Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
► Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше - у шарика или двояковогнутого диска (при условии их одинаковых объемов).
Помощь в исследовании :У вас на столах лежат «модели-пуговицы» эритроцитов.
► Сравните количество эритроцитов в крови человека и лягушки. Как влияет количество на функцию эритроцитов?
► почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
► (Если затрудняетесь, воспользуйтесь учебником на стр. 129 )
Справочный материал :
В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой:
-мелкие размеры
-двояковогнутая форма
-отсутствие ядра
-большое количество
все это обеспечивает огромную общую поверхность,чтопомогает эритроцитам захватывать и переносить кислород – и все это являетсяодной из главных функций эритроцитов.
Эволюция у позвоночных животных, а значит и человека , шла по направлению утери ядра, увеличения количества, площади поверхности эритроцитов.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
Эритроцит |
Форма , размеры, количество клеток |
Наличие ядра |
Окраска цитоплазмы |
Человека |
Двояковогнутая, мелкие, много |
нет |
светло-розовая |
Лягушки |
Овальная, крупные, мало |
есть |
синевато-красная |
Исследование 2 группы:
I. Постановка проблемного вопроса
Эритроциты- красные
клетки крови.
Вопрос 1 :Какое вещество входит в состав эритроцитов икак это связано с их функцией? (Прочтите первый абзац учебника на стр.130)
Вопрос 2: Что придает эритроцитам такой цвет и какова еще одна из причин анемии?( прочтите второй, третий абзацы на стр. 142)
Помощь в исследовании «Яркое пятно»: Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови.
Вопрос : О каком элементе (металле) идет речь?
Химический эксперимент:
Проведите качественную реакцию на ион неизвестного Металла.
Хлорид неизвестного металла + роданид калия = красная кровяная соль
(добавлять пипеткой по каплям!)
Сделайте общий вывод.
Справочный материал :
Эритроциты наполнены особым веществом — гемоглобином(Hb),благодаря которому они выполняют дыхательную функцию крови – (функцию газообмена), транспортную функцию.
Важнейшим компонентом гемоглобина является железо. Если железа мало, то в красном костном мозге эритроцитов вырабатывается меньше, чем необходимо.Возникает кратковременное или длительное малокровие- железодефицитная анемия. В печени есть небольшой запас железа, но все-таки этот элемент необходимо получать с пищей: из морепродуктов, мяса; гречка,фасоль, яблоки, капуста тоже содержат железо.
Содержание ионов железа в гемоглобине придает эритроцитам , а значит и крови –красный цвет.
Исследование 3 группы:Состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме:
1) количество клеток крови- эритроцитов,
2) содержание гемоглобина, (Hb)
3) СОЭ – скорость оседания эритроцитов,
Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Сравните данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток, используя карточку-подсказку. Свой выбор обоснуйте.
Карточка-подсказка.
В крови эритроцитов содержится:
у мужчин 4,5—5,5 млн. в 1 мм³ крови, у женщин 3,7—4,7 млн. в 1 мм³.
Если кровь оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты.
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) в норме: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч.
При наличии воспаления в организме:СОЭ увеличивается.
Гемоглобина (Hb)в норме должно быть 110-120 г/л.
Наиболее опасно, когда концентрация гемоглобина достигает 180-190 г/л.
Проведите медицинский консилиум
У вас на столе лежат бланки с неподписанными анализами крови пациентов.
Анализ № Х (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
|
Результат |
Норма |
ГемоглобинHb |
180 г/л |
120 – 160 г/л |
Эритроциты |
4,3 млн/л |
4 – 5 млн/л |
Скорость оседания эритроцитов СОЭ |
10 мм/ч |
2 – 10 мм/ ч |
|
|
|
|
|
|
Подпись врача____________
Анализ № Y (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
|
Результат |
Норма |
ГемоглобинHb |
100 г/л |
120 – 160 г/л |
Эритроциты |
3,2 млн /л |
4 – 5 млн/л |
Скорость оседания эритроцитов СОЭ |
7 мм /ч |
2 – 10 мм/ ч |
|
|
|
|
|
|
Подпись врача____________
Анализ № Z (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Поликлиника
|
Результат |
Норма |
ГемоглобинHb |
130 г/л |
120 – 160 г/л |
Эритроциты |
4,3 млн/л |
4 – 5 млн/л |
Скорость оседания эритроцитов СОЭ |
17 мм/ч |
2 – 10 мм/ ч |
|
|
|
|
|
|
Подпись врача____________
Симптомы:
Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение
Справочный материал
Если СОЭ /скорость оседания эритроцитов)превышает норму–то идетвоспалительный процесс, жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
Если Гемоглобин превышает норму.У таких пациентов диагностируются посинение кончиков пальцев рук и ног, быстрая утомляемость, снижение аппетита, рассеянность и раздражительность. Одновременно наблюдается увеличение вязкости крови, нарушаются процессы циркуляции, затрудняется доставка кислорода к органам.
ЕслиОчень низкий гемоглобин.
Состояние, при котором гемоглобин опускается ниже нормы, называется анемией (или малокровием). Читать на стр.141 последний абзац
Опытный врач способен обнаружить патологию еще до сдачи лабораторных анализов, едва взглянув на обратившуюся к нему пациентку. Бледное лицо, сухая кожа, «заеды» в уголках рта, тусклые волосы и вялые движение — основные симптомы низкого гемоглобина. А если плюс к этому пациент жалуется на повышенную утомляемость, «мушки» в глазах и частые головокружения, то диагноз и вовсе не вызывает никаких сомнений.
Самоанализ урока
Тип урока:
Задачи:
· анализу.
Воспитательные:
4. Тип урока: урок изучения нового материала
5. Что способствовало на уроке развитию познавательных интересов.
6. Общеучебные умения и навыки: уметь давать характеристику клеткам крови; проложить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами
7. Формы работы: самостоятельная работа с учебником, групповая работа , заполнение таблицы
8. Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный
Цель урока:
Задачи урока:
· Тип урока: урок изучения нового материала.
· Технология: учебно-исследовательского обучения.
· Методы обучения: исследовательский,частично-поисковый, практические методы: лабораторная работа, эксперимент.
· Формы организации познавательной деятельности учащихся:исследовательская деятельность, групповая работа.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента –
.Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить «видение» обучающимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на практике такое случается далеко не всегда. В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.
1.Исследовательская деятельность учащихся, как форма личностно – ориентированного подхода в обучении
химии и биологии является исследовательская деятельность учащихся,
Для освоения навыков исследовательской работы на уроках биологии нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области биологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
В своей практике технологиюисследовательской деятельности на уроках химии и биологии
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.
В последнее время вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным.
В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В преподавании естественных наук, и в частности биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности.На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах), ТРИЗ.
Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названияступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
Организация собственно исследования (более высокий уровень) включаетследующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельномуформулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательскойдеятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом,организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах.Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На какомэтапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оценитерезультат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работ и предлагаю учащимся следующую программу практических работ исследовательского характера.
.2 Мотивация к деятельности
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без
мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще
всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип
наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же
внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является
необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология
познания различает четыре вида внутренней мотивации:
- мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);
- мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);
- мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);
- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен
результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей
и т.д.)
Мои наблюдения показали, что очень часто в учениках можно видеть сочетание
различных видов внутренней мотивации.
Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две
первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в
технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она
напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые
технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в
конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и
если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть
все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя
мотивация деятельности. Исследовательская работа позволяет открыть способности
к тому или иному предмету, а иногда к нескольким
Отличие проектной деятельностиот исследовательской
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
2. По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в
зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае
реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование,
а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть
проектирование.
3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
4. По этапам
исследования
Основные этапы проектной
деятельности:
• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы
исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
5. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
При этом исследователь не
всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не
регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней
значительно больше места для импровизации.
При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.
) Hb 110 г/л СОЭ- 2 мм/ч
Б) Hb- 180 г/л СОЭ- 50 мм/ч
В) Hb- 80г/л СОЭ- 15 мм/ч
-Рассмотрите анализы крови 3-х пациентов.Сравните показатели:
- Hb гемоглобина
-СОЭ (скорость оседания эритроцитов)
Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Диагноз:Есть ли отклонения от нормы? Здоров или болен. Почему? Рекомендации
Пациент№1, ……………………………………………………………………………
Пациент№2……………………………………………………………………………………………
Пациент№3…………………………………………………………………………………………
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.