Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Ознакомиться с историей основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях Эрмитажа на языке искусства.
2ЛР: Разработать план экскурсии по музею.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров изобразительного искусства, выражать своё отношение к ним.
Обязательный минимум содержания: Эрмитаж (Н), экспонаты Эрмитажа (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: здания Эрмитажа; экспонаты Эрмитажа: Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком; Антуан Ватто. Савояр с сурком; Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына; Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел.
ИЗО 4 кл.
Уроки 31–32.
Тема. Эрмитаж.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Ознакомиться с историей основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях Эрмитажа на языке
искусства.
2ЛР: Разработать план экскурсии по музею.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров изобразительного искусства, выражать своё отношение
к ним.
Обязательный минимум содержания: Эрмитаж (Н), экспонаты Эрмитажа (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: здания Эрмитажа; экспонаты Эрмитажа: Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком; Антуан Ватто.
Савояр с сурком; Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына; Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел.
Этапы урока
Содержание
1й урок
действия учителя
действия учеников
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока «Эрмитаж»,
рассказывает одну историю и просит ответить
на вопросы:
«В XVIII веке в домах знатных господ были
популярны уединённые уголки с подъёмными
столами, за которыми можно было пообедать в
тишине.
Такой уголок назывался «обитель
отшельника» или пофранцузски «эрмитаж».
Очень полюбила в своём дворце такой уголок
императрица Екатерина II, но с тех времён
уединённый уголок вырос в целых 5 зданий, в
которых хранятся уникальные экспонаты».
– Как вы думаете, о чём идет речь в рассказе?
– Действительно, речь идёт о музее, который
© ООО «Баласс», 2014
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
– О музее. Возможно, назовут
Страница 1
Формирование УУД
обозначающих
Цвет фраз,
действия,
учебные
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.называется Эрмитаж.
Эрмитаж.
– «Обитель отшельника».
– Нет.
– Вспомните, как с французского переводится
слово «эрмитаж».
– Можно ли целый музейный комплекс из 5 зданий
назвать «уединённым уголком» или «обителью
отшельника»?
Обитель отшельника – уединённое жилище
человека, который отрешился от мирской
жизни по какимлибо причинам, ограничил
внешние связи с людьми, с цивилизацией.
Отшельники уединялись для медитации
(углублённого
созерцания
(познавательной деятельности, основанной на
сосредоточении души на тайнах) и молитвы
(обращение человека к Высшим силам).
размышления),
II.
Формулирование
проблемы.
Выдвижение
III.
гипотез.
– Так на какой вопрос мы должны ответить сегодня
на уроке?
– Какая связь между музеем
и «обителью отшельника»?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
– У вас есть какиенибудь предложения?
Предлагают.
IV. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
© ООО «Баласс», 2014
с
1. Учитель предлагает открыть учебник на с.
46–47 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
– Рассмотрите изображения на с. 46–48 и
Дети рассматривают
изображения, читают текст,
отвечают.
Страница 2
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация),
отделять известное от
неизвестного.текстом.
Работа
произведениями
мастеров.
с
Что должен был чувствовать человек,
предположите, какие чувства, эмоции должны были
вызвать экспонаты и здания музея?
–
поднимаясь по Парадной лестнице Эрмитажа?
Во время чтения.
– Прочитайте текст на с. 46–48, используя диалог с
автором.
После чтения.
– Ответьте на вопрос: какую роль играли
императоры и императрицы в создании музея?
Почему?
Выражение
V.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
VI.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить
задание, разыграть диалог.
Ситуация: Твой друг не хочет идти в Эрмитаж.
Задача: Убедить друга посетить Эрмитаж.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Выполняют.
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 3
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
чтения
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Представлять информацию в
развёрнутом и сжатом виде.
Учиться
оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности вVIII.
задание.
Домашнее
– Расспросить родителей, что они знают об
Эрмитаже.
Записывают.
поиске решения различных
изобразительных задач.
2й урок темы
Актуализация
I.
знаний.
Учитель записывает тему урока «Эрмитаж»,
напоминает проблемный вопрос прошлого урока
и просит ответить на вопросы:
– Вспомните, почему музей назвали Эрмитажем?
– Какую роль правители России играли в создании
Эрмитажа?
Рассказывают.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
II. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
текстом.
Работа
произведениями
мастеров.
с
с
Выполняют, представляют.
Учитель предлагает ребятам разделиться на
группы и подготовить экскурсию по залам
Эрмитажа.
Каждой группе предлагается
проанализировать одно произведение, хранящееся
в Эрмитаже, рассказать о его авторе. Своё
выступление можно построить либо в форме
беседы экскурсовода с туристами, либо как
разговор самого художника со своими учениками.
В разговоре необходимо осветить следующие
вопросы:
– Представить интересный факт биографии
художника.
– Описать произведение так, чтобы слепой человек
смог представить, что изображено на картине.
– Ответить на вопросы:
– Какие чувства, настроение хотел передать
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь, текст,
схема, иллюстрация),
отделять известное от
неизвестного.
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
чтения
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4художник нам?
– Какие средства он использовал для этого?
– Что в композиции является главным? К чему
художник пытается привлечь ваше внимание?
1я группа – Леонардо да Винчи. Мадонна с
цветком (с. 50–51 учебника).
2я группа – Антуан Ватто. Савояр с сурком (с.
54–55 учебника).
3я группа – Рембрандт Харменс ван Рейн.
Возвращение блудного сына (с. 58–59 учебника).
4я группа – Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел
(с. 61 учебника).
Выражение
III.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
Выполняют.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что вам нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Вы выполнили работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы вы оценили свою работу?
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Учиться
оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
V.
задание.
Домашнее
– Провести виртуальную экскурсию по Эрмитажу
для родителей.
Записывают.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 5