10 заповедей молодого педагога
Как известно, десять заповедей Моисея, содержавшие в себе основы морали, на протяжении многих веков определяли нравственное поведение человечества. А что же является “кодексом” для учителя? Существует ли неписанный закон, «Десять Заповедей» педагога?
Как начинающему педагогу, мне очень хочется иметь свои «Десять Заповедей», ориентируясь на которые, можно было бы с уверенностью вести своих учеников тропой знаний. Помогла мне в этом старинная притча об «Учителе и учениках».
«Давным-давно один моряк привез из дальнего путешествия невиданное доселе растение. Попробовали соседи плоды и попросили научить их выращивать неизвестный овощ. Десяти ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год проверю ваш урожай».
Нечем было похвастаться ученикам спустя год. У первого ученика семечко съела мышь.
- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать.
Каждый день, заходя в класс, вижу «горящие» глаза детей, ждущих от меня чего-то интересного, увлекательного и в то же время познавательного. Согласна с А.Грином, что «детское живет в человеке до седых волос». Хочу сохранить в сердцах моих учеников детскую непосредственность, открытость ко всему новому и интересному, «огонь» в глазах и неиссякаемую энергию детства на протяжении долгих лет! Как загорается этот «огонек», когда на уроке сама «королева Елизавета» рассказывает о достопримечательностях Лондона, обычаях и традициях Великобритании!
Второй ученик слишком поздно посеял растение, засохло оно.
- Всему свое время, свой срок, - промолвил учитель.
В начальной школе дети открыты для всего нового и интересного, полны сил и энергии учиться. Считаю, что моя задача не научить их английскому языку, а научить изучать английский язык, дать крепкие основы, на которых выстроится их знание в будущем. Изучение английского языка на протяжении десяти лет в школе построено, по сути, по принципу спирали, с ежегодным расширением программы пропорционально опыту учащихся. Поэтому чем более крепкое основание будет заложено в начальной школе, тем успешнее овладеют они знаниями языка в основной школе.
Третий ученик забыл прорастить семя.
- Урок тебе: Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
«Разбудить семя» для меня – это разбудить интерес к английскому языку, создать такую мотивацию, чтобы дети с огромным желанием на моих уроках учили иностранный язык. Во втором классе, когда мы только приступаем к английскому языку, рассказываю им притчу о Вавилонской башне, повествующую о появлении различных языков. После этого, к моей радости, ребята сами находят сотни причин для изучения английского языка: кто-то хочет завести друга по переписке в другой стране (А зачем тогда Интернет?), кто-то собирается поехать за границу с родителями отдыхать, а кому – то просто понравилась «молодая и добрая англичанка», к которой хочется приходить на уроки.
Еще один прием, который помогает поддержать интерес к предмету –создание атмосферы успеха для каждого ученика. В этом мне помогают игровые формы работы и так называемые «необязательные задания». Во всеуслышание заявляю: «Кто хочет пятерку за одно слово? Ответьте на вопросы: Как называется столица Англии? Какой праздник отмечают 25 декабря в США?» Окрыленные кажущейся простотой задания, они бегут в библиотеку, перелистывают сотни страниц, просматривают сайты в Интернет, обращаются за помощью к родителям. Полученная таким образом высокая оценка дает не только новое знание, но и чувство гордости, уверенности в своих силах, вызывает желание работать еще.
И четвертому ученику не хватило терпения дождаться плодов спелых, затоптал он растение.
- Бог терпел и нам велел, - сказал учитель.
В начальную школу дети приходят с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Моя задача - создать условия для индивидуального развития и реализовать способности каждого ребенка. В этом мне помогают творческие задания, которые с удовольствием применяю на своих уроках. Во втором и третьем классах мы вместе рисуем портреты семьи, любимых животных, составляем о них рассказы, а в четвертом и пятом можно создать маленькую презентацию о своей школе, классе или увлечении. Выполняя творческое задание, ребенок раскрывает свои таланты в живописи, музыке, литературе, владении компьютерными технологиями. Для меня терпение – это не позволять себе судить о ребенке по первой попытке, а дать ему шанс (или второй? или третий?) раскрыться. Говорю себе: «Подожди, потерпи, дай им вторую попытку, и Андрей, Вика или Лера обязательно раскроются с хорошей стороны».
И у пятого ученика засохло растение.
- Запомни, ничто не может жить без питания.
Питание – это те знания, которыми каждый день подпитываю своих учеников. На уроках стремлюсь не только вложить в ребят знания английского языка, но и расширить их общий кругозор. Важную роль в современном учебном процессе уже в начальной школе играют межпредметные связи, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Английский язык «пересекается» с русским языком, литературой, историей, музыкой, географией. Считаю, что исполнение английских песен, изучение английских народных сказок и поговорок, географии англоязычных стран способствует становлению всесторонне развитой личности.
И у шестого ученика погибло растение - слишком поздно посеял он семя.
- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.
С годами появляются все новые и новые методики и технологии обучения. История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. На своих уроках стараюсь применять, как инновационные, так и хорошо знакомые технологии – коммуникативные, игровые, информационные, ведь маленькие дети очень любят играть, общаться и творить. Считаю, что компетентностный подход является совершенно необходимым при обучении иностранному языку. На своих уроках учу ребят не просто новым звукам, буквам, словам или правилам чтения, а стремлюсь добиться того, чтобы уже в начальной школе ребята не боялись говорить по–английски. В этом мне помогает использование большого количества диалогов, «вопросно-ответных» упражнений, коммуникативных игр, например, игра в корреспондента.
Седьмой ученик забыл удобрить землю, и у него погибло растение.
- Не жди плодов без плодородной почвы,- наставлял учитель.
«Плодородная почва» для каждого ребенка создается, прежде всего, родителями в семье. Поэтому для меня важно привлечь родителей к участию в школьной жизни, сделать их моими союзниками и помощниками. Для этого провожу открытые уроки по субботам, где родители с удовольствием наблюдают успехи своих чад, даю творческие задания для всей семьи (приготовить презентацию о своей семье, своей родословной), привлекаю родителей для участия не только в классной, но и школьной жизни.
И у восьмого ученика не было урожая – не послушался он советов опытных земледельцев.
- Слушай тех, кто приобрёл опыт с годами.
Каждому педагогу необходимо расти, развиваться, тем более начинающему педагогу. Стараюсь прислушиваться к мнению, обращаюсь за помощью и советом к опытным педагогам-мастерам. Посещаю открытые уроки, приглашаю на уроки к себе, перенимаю опыт учителей, работающих в школах с углубленным изучением английского языка.
У девятого ученика погибло растение – пересаживал он его на другое место.
- Все должно иметь свои корни, - сказал учитель.
На мой взгляд, корни – это любовь к своей родине. И, как ни странно, именно английский язык помогает мне её воспитать. Мы с ребятами очень любим «проводить параллель»: сопоставлять традиции и обычаи, правила этикета, образ жизни в Англии и России. После таких уроков испытываю глубочайшую гордость, когда понимаю, что воспитываю настоящих патриотов!
Но настоящее чудо ждало учителя у десятого ученика.
- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще каждый раз разговаривал с растением. Рано утром приходил пожелать ему доброго утра, спрашивал, как оно провело ночь. Днем заходил рассказать, как идут мои дела, а вечером рассказывал сказку на ночь, шепотом желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз.
- В каждое дело вкладывай душу, - сказал учитель.
Работая с детьми, невозможно оставаться равнодушной, ведь равнодушный педагог – это просто «урокодатель». День ото дня сталкиваюсь с детскими трагедиями и радостями, слезами и улыбками, маленькими секретами и большими открытиями. Доброе слово, похвала, ласковая улыбка помогают стать ближе к моим ученикам, а они, в свою очередь, учатся доверять и открываться мне. Каждый день «отдаюсь» своим ученикам до конца, они же, очень тонко чувствуя это, прощают мне мою неопытность.
С помощью этой притчи, я постаралась отразить основные заповеди моей педагогической философии: каждый ребенок – «невиданное доселе растение», а учителя – «садовники», от мастерства которых зависит, какой «урожай» мы получим в будущем.
Почему я пошла работать в школу? Участие в конкурсе заставило меня об этом задуматься: «В чем смысл моей работы? Чему хочу научить подрастающее поколение? В чем моя основная задача?».
Теперь я точно знаю ответ на этот вопрос:
«Учитель Хинг Ши с учениками обедали у подножия горы. Мудрый учитель обильно посолил пищу, и вскоре ученики захотели пить. Отправились они искать воду, но безуспешно. Тогда учитель подсказал им, где находится источник с пресной водой. Возвратившись с водой для учителя, они увидели сосуд воды, стоявший у его ног.
—Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?
—Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец. «Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками воды, так же, как пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, показал вам источник, тем самым, поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, подал вам пример». — «Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?».
—Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту,— он улыбнулся и продолжил, — и принесённая для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу пока что выполняю верно».
Каждый день я открываю школьную дверь и вхожу в класс. Звенит звонок, ко мне обращаются взоры моих учеников: любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Кто-то из них станет известным филологом, кто-то, путешествуя по миру, будет удивлять окружающих великолепным разговорным английским, кто-то вырастет хорошим человеком. Я счастлива, потому что могу отдавать тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. И буду безгранично счастлива, если через несколько лет кто–то из моих учеников принесет мне «сосуд с водой», ведь это значит, что свою главную задачу я выполнила!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.