Роль самообразования в деятельности учителя.
Экзамен: Эссе
Дисциплина: Введение в педагогическую профессию
Студент: Чапаксин Иван Владимирович
Специальность: Химия
Группа: полиязычная
Курс: 2
Дата: «23» 01.2018г.
Лектор: Шумейко Татьяна Степановна
Костанай 2018г
Роль самообразования в деятельности учителя
План:
Введение
1. Что такое самообразование?
2. Самообразование в педагогике?
3. Влияние самообразования на общее
интеллектуальное развитие?
Заключение.
Литература.
«Трудно переоценить роль личности педагога,
его духовного облика в пробуждении и развитии способностей,
наклонностей, талантов ученика», — писал
В. А. Сухомлинский.
Современный мир – это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны. Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом – потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.
Сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога. Они связаны с постижением человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных способов существования учителя в профессии, с накоплением его опыта самоинтеграции. Учителю нужна профессиональная подготовка и переподготовка как практическая работа над собой.
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных
заведений на использование современных технологий обучения и воспитания,
способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется
работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов
которого является процесс самообразования.
Учитель – это эталон мастерства и воспитания. Поэтому самообразование играет в его работе огромную роль. Постоянное самосовершенствование, стремление достичь большего в профессии и во взаимодействии с людьми – это неотъемлемая характеристика педагога.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно.
1. Что такое
самообразование?
Самообразование — это процесс
добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по
индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование
может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие
цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста
или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и
мировоззрения. Характерной чертой является отсутствие системного контроля
извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного
человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным
и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и
содержания до результатов и их эффективности.
Традиционно, под самообразованием
понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких
либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью:
планирует, ставит цели и задачи, контролирует процесс и результат.
Учитель, как никто другой, видит, как быстро течет
время, как изменяется и углубляется наше знание о мире, как одна идеология
сменяется другой, как дополняются и переписываются учебники и пособия.
Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н. Н. Иорданского, M.II. Скаткина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами.
Основные этапы работы над программой по
самообразованию:
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей
для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений
работы над собой;
• определение задач и этапов деятельности;
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
• составление плана действий по самосовершенствованию;
• самооценка роста;
• передача опыта коллегам.
2. Самообразование в педагогике?
Педагогика – это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания. В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом? Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда. Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям. План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.
Сегодня, знания настолько быстро растут в объеме, наука развивается и популяризируется с такой скоростью, что учителю требуется серьезное самообразование в своей предметной области, поскольку, и она не стоит на месте. Чтобы соответствовать своему призванию, он должен быть как минимум на шаг впереди учеников. Курсы повышения квалификации и специальная литература частично решают эту задачу. Однако, без внутреннего огня, без любви к предмету и высоких требований к себе и своей работе соответствовать будет труднее.
Самообразование охватывает широкий
круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна
быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной
школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу
педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения,
новые педагогические технологии, введение Республиканских государственных
стандартов второго поколения. Важным представляется блок проблем, связанных с
формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с
гражданским воспитанием и др.
В исследовании В. Б. Шароновой самообразовательная деятельность учителя рассматривается
как система знаний, включающая в себя следующие основные компоненты.
· Образовательный — знания, выраженные в понятиях или образах, восприятий и представлений, включающая обучающую и развивающую цели, оперирование умениями и методическими приемами и технологиями по преподаваемому предмету.
· Научно-методический — анализ научных исследований, изучение методик и технологий, передового педагогического зарубежного и российского опыта и личного опыта профессиональной деятельности.
·
Научно-исследовательский — овладение новыми знаниями,
способами решения педагогических задач, новыми педагогическими технологиями,
создание собственных методов и способов профессионально-творческой
самообразовательной деятельности. Самообразование является мощным каналом воздействия
на личность учителя с целью развития его способности к саморегуляции.
3. Влияние самообразования на общее
интеллектуальное развитие?
Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину – стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко. Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.
Педагог должен быть и методически образован. Владеть не только знаниями, но и методиками их преподавания. Это требует повышения квалификации в специальных методических объединениях и ВУЗах. Не менее важна и психологическая переподготовка. Быть лидером, завоевать доверие, знать законы групповой динамики и умело управлять ими в классе – вот качества, которые жизненно необходимы учителю в работе. Для этого можно использовать профессиональные сообщества, в том числе сетевые, обмениваясь информацией, новостями и опытом с коллегами. Индивидуальная и групповая работа с психологом, поможет снять стресс и улучшить навыки взаимодействия с людьми.
Через лица подрастающего поколения учитель смотрит на все новое общество. Он, как в капле воды, видит океан будущего человечества. Это требует от него формирования устойчивой собственной морально-этической и философской позиции. Учитель постоянно стоит перед необходимостью развивать и углублять собственную личность. Самообразование формирует у него следующие качества: предвидение изменений и их объективная неизбежность, прогнозирование последствий своих действий, творческий анализ ситуации.
Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация. Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала – процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию. «Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» – это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.
Заключение.
Таким образом, в зоне самообразования учителя находится сразу несколько важных направлений: знание предмета, методика преподавания, психология отношений и управления, философское мировоззрение и личностное становление. Довольно сложно сбалансировано осуществлять самообразование по всем этим направлениям. Однако, обладая навыками планирования и управления своими действиями, каждый педагог вполне способен формировать годовой план собственного самообразования и саморазвития. Для того, чтобы наполнить его жизнью, а не только формальными результатами, следует придать этому плану индивидуальность. Это можно сделать, используя, например, техники коучинга. Создавая, так называемое, колесо баланса своих навыков самообразования, учитель может отмечать, в какую область сейчас наиболее важно направить свои усилия. Гармонично развивая все сферы своего самообразования, выстраивая конкретные шаги во времени и пространстве, опираясь на свои ключевые ценности, педагог без стресса будет двигаться по пути развития собственных качеств, получая любовь учеников и принося им радость узнавания нового.
Литература:
Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук:-М., РГЕ, 2005.
Иванова С. П. Психологический анализ использования профессионально- педагогических знаний в деятельности учителя: Автореф. дис.... канд. психолог, наук. — JL, 1982.
Каджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М., 1993.
Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. — СПб., 1913. Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1996.
Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. //Пед. соч. — М., 1959, Т.10.
Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный
компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед.
наук.-М.,РГБ, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.