эссе

  • docx
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала эссе.docx

 

                     Роль самообразования в деятельности учителя.

                             

 

Экзамен: Эссе

Дисциплина: Введение в педагогическую профессию

Студент: Чапаксин Иван Владимирович

Специальность: Химия

Группа: полиязычная

Курс: 2

Дата: «23» 01.2018г.

Лектор: Шумейко Татьяна Степановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Костанай 2018г

 

               Роль самообразования в деятельности учителя

 

План:

Введение

1. Что такое самообразование?
2.
Самообразование в педагогике?
3.
Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие?

Заключение.

Литература.

 

                                                                            «Трудно переоценить роль личности педагога,

его духовного облика в пробуждении и развитии способностей,

 наклонностей, талантов ученика», — писал

В. А. Сухомлинский. 

Современный мир – это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны. Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом – потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога. Они связаны с постижением человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных способов существования учителя в профессии, с накоплением его опыта самоинтеграции. Учителю нужна профессиональная подготовка и переподготовка как практическая работа над собой.

В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
             Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Учитель – это эталон мастерства и воспитания. Поэтому самообразование играет в его работе огромную роль. Постоянное самосовершенствование, стремление достичь большего в профессии и во взаимодействии с людьми – это неотъемлемая характеристика педагога.

Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно.


1. Что такое самообразование?
           Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения. Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

         Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, ставит цели и задачи, контролирует процесс и результат.
           
Учитель, как никто другой, видит, как быстро течет время, как изменяется и углубляется наше знание о мире, как одна идеология сменяется другой, как дополняются и переписываются учебники и пособия.

            Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н. Н. Иорданского, M.II. Скаткина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами.

            Основные этапы работы над программой по самообразованию: 
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям; 
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»; 
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой; 
• определение задач и этапов деятельности; 
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат); 
• составление плана действий по самосовершенствованию; 
• самооценка роста; 
• передача опыта коллегам.




 

2. Самообразование в педагогике?

Педагогика – это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания. В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом? Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.    Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям. План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Сегодня, знания настолько быстро растут в объеме, наука развивается и популяризируется с такой скоростью, что учителю требуется серьезное самообразование в своей  предметной области, поскольку, и она не стоит на месте. Чтобы соответствовать своему призванию, он должен быть как минимум на шаг впереди учеников. Курсы повышения квалификации и специальная литература частично решают эту задачу. Однако, без внутреннего огня, без любви к предмету и высоких требований к себе и своей работе соответствовать будет труднее.

Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, новые педагогические технологии, введение Республиканских государственных стандартов второго поколения. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с гражданским воспитанием и др.

           В исследовании В. Б. Шароновой самообразовательная деятельность учителя    рассматривается как система знаний, включающая в себя следующие основные компоненты.

·         Образовательный — знания, выраженные в понятиях или образах, восприятий и представлений, включающая обучающую и развивающую цели, оперирование умениями и методическими приемами и технологиями по преподаваемому предмету.

·         Научно-методический — анализ научных исследований, изучение методик и технологий, передового педагогического зарубежного и российского опыта и личного опыта профессиональной деятельности.

·         Научно-исследовательский — овладение новыми знаниями, способами решения педагогических задач, новыми педагогическими технологиями, создание собственных методов и способов профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Самообразование является мощным каналом воздействия на личность учителя с целью развития его способности к саморегуляции.

 

 

 
3. Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие?

             

            Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину – стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко. Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

            Педагог должен быть и методически образован. Владеть не только знаниями, но и методиками их преподавания. Это требует повышения квалификации в специальных методических объединениях и ВУЗах. Не менее важна и психологическая переподготовка. Быть лидером, завоевать доверие, знать законы групповой динамики и умело управлять ими в классе – вот качества, которые жизненно необходимы учителю в работе. Для этого можно использовать профессиональные сообщества, в том числе сетевые, обмениваясь информацией, новостями и опытом с коллегами. Индивидуальная и групповая работа с психологом, поможет снять стресс и улучшить навыки взаимодействия с людьми.

            Через лица подрастающего поколения учитель смотрит на все новое общество. Он, как в капле воды, видит океан будущего человечества. Это требует от него формирования устойчивой собственной морально-этической и философской позиции. Учитель постоянно стоит перед необходимостью развивать и углублять собственную личность. Самообразование формирует у него следующие  качества: предвидение изменений и их объективная неизбежность, прогнозирование последствий своих действий, творческий анализ ситуации.

            Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация. Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала – процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию. «Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» – это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в зоне самообразования учителя находится сразу несколько важных направлений: знание предмета, методика преподавания, психология  отношений и управления, философское мировоззрение и личностное становление. Довольно сложно сбалансировано осуществлять самообразование по всем этим направлениям. Однако, обладая навыками планирования  и управления своими действиями, каждый педагог вполне способен формировать годовой план собственного самообразования и саморазвития. Для того, чтобы наполнить его жизнью, а не только формальными результатами, следует придать  этому плану индивидуальность. Это можно сделать, используя, например, техники коучинга. Создавая, так называемое,  колесо баланса своих навыков самообразования, учитель может отмечать, в какую область сейчас наиболее важно направить свои усилия. Гармонично развивая все сферы своего самообразования, выстраивая конкретные шаги во времени и пространстве, опираясь на свои ключевые ценности, педагог без стресса будет двигаться по пути развития собственных качеств, получая любовь учеников и принося им радость узнавания нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук:-М., РГЕ, 2005.

Иванова С. П. Психологический анализ использования профессионально- педагогических знаний в деятельности учителя: Автореф. дис.... канд. психолог, наук. — JL, 1982.

Каджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М., 1993.

Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. — СПб., 1913. Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1996.

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. //Пед. соч. — М., 1959, Т.10.

Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М.,РГБ, 2003.



 

Скачано с www.znanio.ru