Сатдаров Фаргат Гумерович
МБОУ «Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ
Эссе
«Формы и виды
социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной
деятельности»
Все чаще и чаще в последнее время мы слышим такие понятия, как «инклюзивное образование», «инклюзивное воспитание». Что это такое? Как совместить работу с обучающимися в норме и обучающимися с ОВЗ в условиях современной школы? Как построить свою учебную и внеучебную деятельность так, чтобы комфортно было абсолютно всем участникам процесса, не зависимо от их физических способностей? Какие формы и методы выбрать для интеграции индивида в социальную систему? Какие нормы, правила, знания, навыки можно преподать обучающимся, чтобы они могли жить полноценной жизнью и полностью реализовать себя? Именно эти вопросы встали передо мной, когда я прочёл данную тему.
Сегодня одним из ключевых направлений в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья становится социальная адаптация в условиях инклюзивного образования. Под социальной адаптацией подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социальная адаптация предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях в рамках и вне рамок учебной деятельности. Особо важное значение имеет социальная адаптация в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе с детьми в норме.
Есть виды социализации, которые классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
1. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
2. Процесс замены ранее сложившихся форм поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов и усвоение новых. Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Ещё есть другие виды социализации:
1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Также социализацию можно разделить на три периода, а именно: вхождение в социальный мир, социальное действие и прекращение социальной жизни. Период вхождения и есть собственно то, что называется процессом социализации в широко бытующем мнении, характеризуется это тем, что человек становится социальным, или, как раньше говорили, общественным существом. Другими словами, человек становится частью того социального образования, в котором он с рождения оказался, и соответственно равноправным членом всего общества. Это значит, что не человек создает общество, а общество проводит социализацию своего нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом.
Работая над этой темой, я для себя понял, что очень важно, чтобы в работе каждого педагога, каждой школы была найдена золотая середина. Сегодня для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья делается достаточно много. Но многие (в особенности, сельские, малокомплектные) школы не приспособлены на сегодняшний день принимать и обучать детей с ОВЗ вместе со здоровыми. Перед школой и педагогами стоят много вопросов:
- Как помочь ребенку с ОВЗ, но не навредить при этом другим детям, которые будут сидеть вместе с этим ребенком?
- Как не допускать агрессии со стороны детей и родителей, которые здоровы?
- Как подготовить коллектив к тому, что рядом будет учиться ребенок с физическими и психическими ограничениями здоровья?
- Как наладить контакт между родителями детей в норме и с ОВЗ? И т.д.
Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой.
Для решения проблемы законом определены задачи:
· Разработка нормативных правовых актов,
· Разработка типовых решений для организации поддержки для реализации эффективной инклюзии: адаптации форм обучения, адаптации программ и создания индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями, изменения и контроля состава класса, организации учебного пространства, введения новой штатной единицы– тьютора, взаимодействия учителей и специалистов, включенности социальных партнеров в жизнь школы и т.д.
· Оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху.
· Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях.
· Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования.
Но нельзя допустить, чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал свою ущербность по сравнению со сверстниками. И наоборот, ребёнок, у которого нет проблем со здоровьем, ощущал недостаток внимания со стороны педагога. Дети просто мгновенно реагируют на малейший перекос в ту или иную сторону, и задача педагога как раз и состоит в том, чтобы все члены классного коллектива получали одинаковое количество внимания. Для каждого учителя золотыми буквами должно быть записано правило: «Относись ко всем одинаково, принимай всех детей, не зависимо от их физического состояния, используй активные методы обучения, никого не оставляя в стороне от процесса, вовлекай детей в групповые формы работы, групповые решения задач, помогай обучающимся в норме адекватно воспринимать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Необходимо каждому учителю принять для себя следующие рекомендации:
· Понять значение и ценность для социализации любого маленького человека в обществе. Стать приверженцем совместной идеи обучения разных детей!
· Сформировать психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолеть свои страхи и неуверенность. Накопить свой личный опыт работы с «особым» учеником! Верить в себя и в него!
· Творчески относиться к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробовать видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.
· Помнить, что главная задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверять ученику, пробовать парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постараться контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.
· Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать в адаптации методов обучения.
· Стараться создавать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.
· Относиться творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать в создании условий для разных видов деятельности учеников.
· Помнить, что у Вас есть помощники – это родители. Но необходимо удерживать профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе решать самые сложные задачи. Помнить, что они тоже отвечают за своих детей.
· Советоваться с коллегами. Быть открытым в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.
· И учиться!
Я понимаю, что дети с ОВЗ не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Эти дети должны учить других учащихся и учителей терпению, пониманию, милосердию, состраданию, толерантности.
Несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, я пришёл к выводу, что целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Школа призвана воспитывать личность, готовить ребенка к жизни в цивилизованном обществе, помочь ребенку стать достойным человеком. Это мы - учителя учим детей строить свою судьбу, надеясь на силу своих возможностей и добрых желаний.
Я, педагог с более 30-летним стажем, убежден, что важнее всего научить детей быть настоящими людьми, умеющими сострадать, сопереживать, видеть душу человека, не обращая внимания на его физические данные. То есть важно не столько, чтобы ребёнок на сто процентов усвоил все правила по русскому языку, законы по физике, теоремы по геометрии, по физической культуре и ОБЖ, важнее, чтобы он стал Человеком с большой буквы. А всё это воспитывается, в том числе, и благодаря совместному обучению всех детей не зависимо ни от чего!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.