Эссе
На тему: «Шахматы в школе. Межпредметная интеграция с шахматами».
Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению, а поэтому не стоит их поощрять.
Прусский король Фридрих Великий
На мой взгляд , в этих словах заложен огромный смысл. Опасения короля понятны, шахматы «заставляют» думать, а не всем нужны думающие подданные. Но ведь, наша задача, как учителей, напротив, всячески поощрять склонность к самостоятельному мышлению, к критическому мышлению.
И сам король, того не ведая, даёт нам прекрасную подсказку: играйте в шахматы!
Шахматы, будучи, до сих пор игрой «не для всех», постепенно и планомерно входят в нашу школьную жизнь. Как же органично вплести эту канву в современный урок?
Я всегда обращала внимание на то, что дети, посещающие шахматную школу, преуспевают в математике. И это логично. Шахматы развивают внимание, критическое мышление, логику, память, всё что необходимо для точной науки. А значит, введение изучения шахмат в математику будет более чем органично, начиная даже с 1 класса, в котором я сейчас и работаю.
Есть немалое количество заданий, которые можно предложить ученикам на уроке математики.
Например, глядя на шахматное поле можно изучать вертикальные и горизонтальные линии, натуральный ряд чисел и геометрические фигуры.
Сложение, вычитание, а в дальнейшем умножение и деление - всё это можно изучать с помощью шахматной доски!
А можно ли связать шахматы с предметами гуманитарного цикла? Конечно!
Я предлагаю своим первоклассникам упражнения на развитие мелкой моторики рук, посредством штриховки, что опять-же благотворно действует на развитие мыслительных процессов. Можно раздать детям шаблоны шахматных фигур (упоминая их названия) и дать задание обвести по контуру и заштриховать.
А на уроках ИЗО и технологии те же фигуры нарисовать, раскрасить,
«оживить», слепить из пластилина, сделать аппликацию, оригами и т.д.
Логическим продолжением урочной деятельности, является внеурочная.
Многое уже перепробовали: шахматные турниры, экскурсию в шахматную школу, подвижные ролевые игры на переменах. Но наибольший интерес у ребят вызывает игра в шахматное лото.
Особый интерес вызывает у учеников и составление мнемотаблиц.
Их мы составляли опять-таки на шахматную тематику, используя высказывания известных в мире шахмат людей. К примеру:
Пешка-душа шахмат.( Андре Филидор)
Шахматы-это крестики-нолики Всевышнего.( Ашот Наданян)
Шахматы-гимнастика для мозгов.( Блез Паскаль)
И такая целенаправленная работа дает положительные результаты. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать, заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития. Бесспорно- шахматы стали эффективной составляющей в школьном образовании, формируя интеллектуальное развитие ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.