Эссе на тему: "Формирование системы профилактики правонарушений и подростковой среде: проблемы и пути их решения"

  • docx
  • 17.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эссе.docx

Эссе на тему:

«Формирование системы профилактики правонарушений в подростковой

среде: проблемы и пути их решения»

В порядок поведение любого человека приводит совесть, повторение правильных

действий по привычке, страх наказания и разумное осознание необходимости следовать

правилам, установленным в обществе.

Профилактика правонарушений в подростковой среде – непростое дело. Вот общая

картина. В России живет больше 146 миллиона человек, а в 2016 году было совершено

2 163 063 преступления1

Количество подростков в России уменьшается с каждым

годом, их число сейчас опустилось ниже 3,8 миллионов, а смертность среди подростков

опережает среднеевропейский показатель в три раза. Значит, число подростков в стране

уменьшается значительно быстрее, чем снижается количество преступлений,

совершенных ими! С учетом этого, 53 736 преступлений, совершенными подростками в

2016 году – весомая цифра 2

. Одна треть юношей и 20% девушек каждый день

употребляют алкоголь, 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики,

8,5 тысяч подростков находятся в местах лишения свободы 3

Что же в большей степени подталкивает молодежь и подростков к нормальному

(то есть, в соответствии с общепринятыми социальными нормами) поведению? Совесть,

повторение правильных действий по привычке, сознательное следование общепринятым

правилам или страх наказания?

Один из ответов на этот вопрос дает история. В тоталитарном советском

государстве, где был силен страх наказания, в России, как одной из советских республик,

никогда не было зарегистрировано больше 800 000 преступлений в год 4. Подростки в

СССР не выбрасывали своих одноклассников из окон школ, не носили оружие в школу и

не стреляли там из него. Эти факты указывают на то, что страх наказания дает большой

эффект в предупреждении правонарушений.

Лучший мэр Нью-Йорка, Рудольф Джулиани, эффективной борьбой с

преступностью подтвердил важность страха наказания в профилактике преступлений.

Вместе с комиссаром полиции Уильямом Браттоном, Джулиани считал, что именно

мелкие правонарушения рождают большую преступность и поддерживают для нее

питательную среду. Болончиком нанес граффити? Перепрыгнул через турникет?

Совершил мелкое хищение в супермаркете? Перешел дорогу в неположенном месте? Не

один раз? Что-то еще?! Если попался (а к тому приняты специальные меры), кроме

незначительного взыскания, сняли отпечатки пальцев. Все, теперь находясь в картотеке

(базе данных) полиции, вряд ли захочется вновь становится на криминальную дорожку.

Страх наказания работает.

Правильные действия по привычке дети и подростки изначально учатся совершать

в семье. Демократическое и правовое государство не может вмешиваться в дела семьи,

указывать семьям, как нужно воспитывать детей. Если в семье правильные действия по

привычке одни, а в школе – другие, то подростки и молодежь начинают наплевательски

относится к любым правилам. На дорогу правонарушений путь открыт!

Теперь – о совести. Совсем бессовестные люди встречаются очень редко.

Внутренний контролер, совесть, указывает границы поведения любому человеку. Беда в

том, что границы поведения по совести у большого количества наших сверстников очень

широкие, совесть как будто им говорит: «Можно почти все».

Очень трудно повлиять извне на «пробуждение» совести. Специально создать

ситуацию, в которой «пробудилась» бы совесть, почти невозможно в обычной жизни. Еще

труднее, постоянно создавать такие ситуации. Наверное, это могут делать выдающиеся

личности для других людей и попасть под влияние таких личностей – просто счастье.

Осознанное следование правилам, принятым в обществе, имеет наибольшую

ценность. Разумное сознание приходит, когда человек читает много хороших книг,

смотрит хорошие фильмы, бывает в музеях, театрах и концертных залах. К сожалению,

мало кто среди 14-16 –летних ребят считает это модным, интересным и стоящим делом.

Если взрослые в семье, общественные и государственные организации будут открыто

публично признавать и поощрять культурное развитие молодежи, то поведения по

правилам будет сильно перевешивать правонарушения у молодежи и подростков.

Подводя итог размышлениям о возможностях профилактики правонарушений

среди молодежи и подростков, можно дать следующие конкретные рекомендации.

1) Большое хорошее дело, которое признает общество и государство поможет

улучшить профилактику правонарушений; как реальное дело планируем, с надеждой на

поддержку «Правовых волонтеров», открыть юридическую клинику в школе,

распространять «точечно» правовые знания, пропагандировать «жизнь по правилам».

2) Можно поднять вопрос на любом законодательном уровне о создании

а) критериев общекультурного развития молодежи,

б) о том, как будет проходить оценка этого уровня,

в) о знаках отличия (значки, как значок ГТО, дипломы и т.п.), указывающих на

общекультурный уровень,

г) о привилегиях и льготах, которые дают разные ступени общекультурного

уровня.

3) Используя страх перед наказанием как эффективный способ воздействия на

правонарушителей, создавать некомфортные условия контроля со стороны

государственных и общественных организаций по отношению к неоднократным мелким

правонарушителям – от снятия отпечатков пальцев до обязательных характеристик при

принятии в образовательные учреждения и на работу.

Выводы на основе приведенных выше примеров и рекомендаций можно сделать

такие: 1) очень трудно, почти невозможно строить профилактику правонарушений, если

пытаться влиять на модели поведения в семье и пытаться влиять на расширение

внутреннего контроля совести; 2) значимая и одобряемая обществом и государством

деятельность молодежи и подростков будет способствовать уменьшению количества

правонарушений; 3) необходимо, опираясь на положительный опыт СССР и Рудольфо

Джулиани в Нью-Йорке, дозировано использовать страх перед наказанием как регулятор

поведения; 4) общекультурное развитие молодежи и подростков должно официально

поощряться конкретными отличиями, тогда это приведет к снижению правонарушений у

молодежи и подростков.