Эссе на тему:
«Формирование системы профилактики правонарушений в подростковой
среде: проблемы и пути их решения»
В порядок поведение любого человека приводит совесть, повторение правильных
действий по привычке, страх наказания и разумное осознание необходимости следовать
правилам, установленным в обществе.
Профилактика правонарушений в подростковой среде – непростое дело. Вот общая
картина. В России живет больше 146 миллиона человек, а в 2016 году было совершено
2 163 063 преступления1
Количество подростков в России уменьшается с каждым
годом, их число сейчас опустилось ниже 3,8 миллионов, а смертность среди подростков
опережает среднеевропейский показатель в три раза. Значит, число подростков в стране
уменьшается значительно быстрее, чем снижается количество преступлений,
совершенных ими! С учетом этого, 53 736 преступлений, совершенными подростками в
2016 году – весомая цифра 2
. Одна треть юношей и 20% девушек каждый день
употребляют алкоголь, 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики,
8,5 тысяч подростков находятся в местах лишения свободы 3
Что же в большей степени подталкивает молодежь и подростков к нормальному
(то есть, в соответствии с общепринятыми социальными нормами) поведению? Совесть,
повторение правильных действий по привычке, сознательное следование общепринятым
правилам или страх наказания?
Один из ответов на этот вопрос дает история. В тоталитарном советском
государстве, где был силен страх наказания, в России, как одной из советских республик,
никогда не было зарегистрировано больше 800 000 преступлений в год 4. Подростки в
СССР не выбрасывали своих одноклассников из окон школ, не носили оружие в школу и
не стреляли там из него. Эти факты указывают на то, что страх наказания дает большой
эффект в предупреждении правонарушений.
Лучший мэр Нью-Йорка, Рудольф Джулиани, эффективной борьбой с
преступностью подтвердил важность страха наказания в профилактике преступлений.
Вместе с комиссаром полиции Уильямом Браттоном, Джулиани считал, что именно
мелкие правонарушения рождают большую преступность и поддерживают для нее
питательную среду. Болончиком нанес граффити? Перепрыгнул через турникет?
Совершил мелкое хищение в супермаркете? Перешел дорогу в неположенном месте? Не
один раз? Что-то еще?! Если попался (а к тому приняты специальные меры), кроме
незначительного взыскания, сняли отпечатки пальцев. Все, теперь находясь в картотеке
(базе данных) полиции, вряд ли захочется вновь становится на криминальную дорожку.
Страх наказания работает.
Правильные действия по привычке дети и подростки изначально учатся совершать
в семье. Демократическое и правовое государство не может вмешиваться в дела семьи,
указывать семьям, как нужно воспитывать детей. Если в семье правильные действия по
привычке одни, а в школе – другие, то подростки и молодежь начинают наплевательски
относится к любым правилам. На дорогу правонарушений путь открыт!
Теперь – о совести. Совсем бессовестные люди встречаются очень редко.
Внутренний контролер, совесть, указывает границы поведения любому человеку. Беда в
том, что границы поведения по совести у большого количества наших сверстников очень
широкие, совесть как будто им говорит: «Можно почти все».
Очень трудно повлиять извне на «пробуждение» совести. Специально создать
ситуацию, в которой «пробудилась» бы совесть, почти невозможно в обычной жизни. Еще
труднее, постоянно создавать такие ситуации. Наверное, это могут делать выдающиеся
личности для других людей и попасть под влияние таких личностей – просто счастье.
Осознанное следование правилам, принятым в обществе, имеет наибольшую
ценность. Разумное сознание приходит, когда человек читает много хороших книг,
смотрит хорошие фильмы, бывает в музеях, театрах и концертных залах. К сожалению,
мало кто среди 14-16 –летних ребят считает это модным, интересным и стоящим делом.
Если взрослые в семье, общественные и государственные организации будут открыто
публично признавать и поощрять культурное развитие молодежи, то поведения по
правилам будет сильно перевешивать правонарушения у молодежи и подростков.
Подводя итог размышлениям о возможностях профилактики правонарушений
среди молодежи и подростков, можно дать следующие конкретные рекомендации.
1) Большое хорошее дело, которое признает общество и государство поможет
улучшить профилактику правонарушений; как реальное дело планируем, с надеждой на
поддержку «Правовых волонтеров», открыть юридическую клинику в школе,
распространять «точечно» правовые знания, пропагандировать «жизнь по правилам».
2) Можно поднять вопрос на любом законодательном уровне о создании
а) критериев общекультурного развития молодежи,
б) о том, как будет проходить оценка этого уровня,
в) о знаках отличия (значки, как значок ГТО, дипломы и т.п.), указывающих на
общекультурный уровень,
г) о привилегиях и льготах, которые дают разные ступени общекультурного
уровня.
3) Используя страх перед наказанием как эффективный способ воздействия на
правонарушителей, создавать некомфортные условия контроля со стороны
государственных и общественных организаций по отношению к неоднократным мелким
правонарушителям – от снятия отпечатков пальцев до обязательных характеристик при
принятии в образовательные учреждения и на работу.
Выводы на основе приведенных выше примеров и рекомендаций можно сделать
такие: 1) очень трудно, почти невозможно строить профилактику правонарушений, если
пытаться влиять на модели поведения в семье и пытаться влиять на расширение
внутреннего контроля совести; 2) значимая и одобряемая обществом и государством
деятельность молодежи и подростков будет способствовать уменьшению количества
правонарушений; 3) необходимо, опираясь на положительный опыт СССР и Рудольфо
Джулиани в Нью-Йорке, дозировано использовать страх перед наказанием как регулятор
поведения; 4) общекультурное развитие молодежи и подростков должно официально
поощряться конкретными отличиями, тогда это приведет к снижению правонарушений у
молодежи и подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.