Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Эссе на тему:
«Формирование системы профилактики правонарушений в подростковой среде: проблемы и пути их решения»
Выполнила: учитель биологии
и химии Валиева С.М.
Кукмор, 2020
«Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли».
(С. Давидович)
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
Что же на самом деле в большей степени подталкивает подростков к нормальному (то есть, в соответствии с общепринятыми социальными нормами) поведению? Совесть, повторение правильных действий по привычке, сознательное следование общепринятым правилам или страх наказания?
Значимый ответ на этот вопрос дает история. В тоталитарном советском государстве, где был силен страх наказания, в России, как одной из советских республик, никогда не было зарегистрировано больше 800 000 преступлений в год4. Подростки в СССР не выбрасывали своих одноклассников из окон школ, не носили оружие в школу и не стреляли там из него. Эти факты указывают на то, что страх наказания дает большой эффект в предупреждении правонарушений.
При изучении данной темы я наткнулась на следующие факты, лучший мэр Нью-Йорка, Рудольф Джулиани эффективной борьбой с преступностью подтвердил важность страха наказания в профилактике преступлений. Именно мелкие правонарушения рождают большую преступность и поддерживают для нее питательную среду. Балончиком нанес граффити? Перепрыгнул через турникет? Совершил мелкое хищение в супермаркете? Перешел дорогу в неположенном месте? Не один раз? Что-то еще?! Если попался, кроме незначительного взыскания, сняли отпечатки пальцев. Все, теперь находясь в картотеке полиции, вряд ли захочется вновь становится на криминальную дорожку. Страх наказания работает.
«Профилактика» - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Я считаю, что основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Именно поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер.
К такой работе необходимо привлекать сотрудников правоохранительных органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.
Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, информирование об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних правовое государство не может вмешиваться в дела семьи, указывать семьям, как нужно воспитывать детей. Если в семье правильные действия по привычке одни, а в школе – другие, то подростки и молодежь начинают наплевательски относится к любым правилам. На дорогу правонарушений путь открыт!
Теперь – о совести. Совсем бессовестные люди встречаются крайне редко. Внутренний контролер, совесть, указывает границы поведения любому человеку. Беда в том, что границы поведения по совести у большого количества наших подростков очень широкие, совесть как будто им говорит: «Можно почти все».
Очень трудно повлиять извне на «пробуждение» совести. Специально создать ситуацию, в которой «пробудилась» бы совесть, почти невозможно в обычной жизни. Еще труднее, постоянно создавать такие ситуации. Наверное, это могут делать выдающиеся личности для других людей и попасть под влияние таких личностей – просто счастье.
Осознанное следование правилам, принятым в обществе, имеет наибольшую ценность. Разумное сознание приходит, когда человек читает много хороших книг, смотрит хорошие фильмы, бывает в музеях, театрах и концертных залах. К сожалению, мало кто среди 14-16 –летних ребят считает это модным, интересным и стоящим делом. Если взрослые в семье, общественные и государственные организации будут открыто публично признавать и поощрять культурное развитие молодежи, то поведения по правилам будет сильно перевешивать правонарушения у молодежи и подростков.
Подводя итог моим размышлениям о возможностях профилактики правонарушений среди подростков, можно дать следующие конкретные рекомендации.
· Большое хорошее дело, которое признает общество и государство поможет улучшить профилактику правонарушений; как реальное дело планируем, с надеждой на поддержку «Правовых волонтеров», открыть юридическую клинику в школе, распространять «точечно» правовые знания, пропагандировать «жизнь по правилам».
· Можно поднять вопрос на любом законодательном уровне о создании
а) критериев общекультурного развития молодежи,
б) о том, как будет проходить оценка этого уровня,
в) о знаках отличия (значки, как значок ГТО, дипломы и т.п.), указывающих на общекультурный уровень,
· г) о привилегиях и льготах, которые дают разные ступени общекультурного уровня.
Используя страх перед наказанием как эффективный способ воздействия на правонарушителей, создавать некомфортные условия контроля со стороны государственных и общественных организаций по отношению к неоднократным мелким правонарушителям – от снятия отпечатков пальцев до обязательных характеристик при принятии в образовательные учреждения и на работу.
Выводы на основе приведенных выше примеров и рекомендаций можно сделать такие:
1) очень трудно, почти невозможно строить профилактику правонарушений, если пытаться влиять на модели поведения в семье и пытаться влиять на расширение внутреннего контроля совести;
2) значимая и одобряемая обществом и государством деятельность молодежи и подростков будет способствовать уменьшению количества правонарушений;
3) необходимо, опираясь на положительный опыт СССР и Рудольфо Джулиани в Нью-Йорке, дозировано использовать страх перед наказанием как регулятор поведения;
4) общекультурное развитие молодежи и подростков должно официально поощряться конкретными отличиями, тогда это приведет к снижению правонарушений у молодежи и подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.