Эссе на тему:
«Мой взгляд на воспитание»
Размышляя о школе XXI века, о школе третьего тысячелетия, мы должны с гордостью признать, что современная педагогика ушла от политизации в воспитании. Она больше не стремиться переделять природу ребенка, а направлена на саморазвитие, самосовершенствование личности.
Личностно-ориентированная педагогика не есть открытие современной теории и практики. Она основана на классическом наследии выдающихся педагогов прошлого и настоящего. Суть данного педагогического процесса заключается в том, что учитель, являясь творцом воспитательного процесса, направляет ребенка на полное развитие его сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка в различных сферах его жизни.
Я верю в то, что ребенок не tabula rasa, как думал Дж. Локк, а Личность, наделенная стремлениями к развитию, взрослению, свободе и наша задача, задача педагогов - воспитателей понять эти устремления ребенка и мотивировать его на их полное выполнение. Вы все можете, утверждаю я, глядя в глаза моих учеников. Это моя Вера в ребенка помогает мне понять нужды и потребности ребенка, его интересы, и помочь ему их реализовать. Счастлив учитель, который способствовал реализации миссии своих учеников!
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» четко определил: «…любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Нельзя познать ребенка, не любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры именно потому, что любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Лев Толстой, Макаренко, Януш Корчак – эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви. Лев Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он – совершенный учитель».
Следовательно, задача Школы XXI века не формирование отдельных внешних качеств ученика, не передача ему набора конкретных знаний, а помощь ребенку в становлении его личности.
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника», сказал Ш.А. Амонашвили.
Если это так, то мы неизбежно подойдем к основному, главному, - к Учителю, несущему в сердце ребенка не только знания учебных предметов, но и подлинные Знания Жизни. Как помочь Учителю наполнить жизнь ученика жизнью? Как повернуть его внимание, от отметки, заносимой в дневник ученика, к его личности. Переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на личностно-ориентированному мышлению есть важнейшая задача для развития образования и воспитания в современных условиях, главный вопрос новой педагогики, призванной обновить казахстанскую школу XXI века. Сейчас как никогда роль учителя – воспитателя становится определяющей в том, что будет с Казахстаном в новом столетии. Вспомним слова Г. Уэллса: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Понять это тем более важно, что именно учитель призван способствовать воспитанию социально-значимой личности ученика на современном этапе развития общества через раскрытие его личностных качеств. Классика дает учителю и здесь неоценимый совет. Конфуций писал: « Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность размышлять, составляет то, что зовется умелым наставничеством».
Осознание высшего педагогического учения и наследия дает мне возможность для постоянного обновления, для многогранной творческой деятельности, помогает выбрать педагогическую систему в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий. Основываясь на достижениях современной педагогической науки, мною было разработано «Педагогическое кредо», на основе которого я строю свою работу с подрастающим поколением.
«Мое педагогическое Кредо»
Воспитательная система: «Педагогика общей заботы»
Девиз: Творчество учителя – залог успеха учеников
Цель: воспитать остро-мыслящую, деятельно-практическую, творчески-индивидуальную личность, воспитанную в духе мира, приоритета прав человека и демократии
Принципы воспитания: свобода, равенство, демократия, гуманизм, гласность, общечеловеческие ценности
Основные задачи:
· Развитие национального самосознания;
· Формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности;
· Овладение системой общечеловеческих ценностей на уроках и во внеурочное время в процессе коллективной деятельности;
· Создание открытого информационного, образовательного, социального пространства, условий для участия в познавательной и творческой деятельности;
Утверждение нравственных законов: правды, доброты, гармоничности, толерантности, чести, дружбы, заботы;
Педагогический инструментарий: анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, телефон доверия, наблюдение, классные часы, делегирование полномочий, КТД;
Тип взаимодействия: сотрудничество - неформальное и формальное общение;
Принципы, создающие комфортность воспитывающей среды:
· Заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру;
· Совместная деятельность всех участников воспитательного процесса (ученики+родители+учитель\классный руководитель);
· Целесообразности (все делать с пользой);
Творческое отношение к делу;
Использование приемов и методов «Педагогики общей заботы» помогают мне сформировать устойчивые традиции в классе.
Формирование традиций класса
· познавательные традиции - взаимопомощь учащихся в процессе обучения , проведение познавательных конкурсов, бесед, диспутов и викторин, участие в коллективных познавательных мероприятиях школы и города (олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.)
· спортивные традиции - проведение спортивных мероприятий в классе, участие в общешкольных спортивных соревнованиях, походах;
· праздничные традиции - празднование дней рождения, достижений в учёбе и побед на олимпиадах и в спортивных соревнованиях; участие в проведении общешкольных, городских и государственных
праздников.
· трудовые традиции - совместные трудовые дела учащихся в классе, школе, городе;
· организационные традиции - правила проведения различных мероприятий в классе, правила поведения учащихся класса в различных ситуациях;
· эстетические традиции - нормы внешнего вида учащихся, оформления класса, классных мероприятий;
Приоритетными направлениями в моей работе стали:
· Культура жизненного самоопределения;
· Культура семейных отношений;
· Нравственная культура;
· Культура общения;
Работа по данным направлениям реализуется через организацию коллективных творческих дел, методика проведения которых строится на базе концепции И.П. Иванова. КТД планируются, готовятся, совершаются и обсуждаются совместно учителем, учениками и их родителями.
Через коллективные творческие дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять расстановку приоритетов лично для себя.
Связь поколений, ученики-родители, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность, забота.
А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.