Эссе на тему «Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста»
Современная семья – сложный, подверженный разным внешним (экономическим, социальным и политическим) влияниям, испытывающий немалые трудности, часто утративший представления о истинно семейных ценностях, но главнейший для воспитания и развития ребенка, социальный институт. Молодые родители не осознают всю важность благополучной семейной атмосферы на развитие ребенка, «самоценность» дошкольного периода его развития, не достаточно знают возрастные особенности своих детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Семья остро нуждается в помощи педагогов, часто не осознавая этого. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки родителей, поскольку в первую очередь семья формирует мировоззрение ребенка, его жизненную позицию.
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольная образовательная организация существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Под педагогическим просвещением родителей я понимаю повышение уровня их педагогической культуры, а также формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И, я считаю, что именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Я считаю, что разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему, например, лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др., которая предусматривает ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до поступления ребенка в детский сад, в ходе индивидуальной беседы оговариваются предоставляемые в дошкольной образовательной организации услуги.
Я думаю, что необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Считаю, что работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель или педагог - ребенок - родитель. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Все формы с родителями подразделяются на:
¾ коллективные (массовые);
¾ индивидуальные;
¾ наглядно-информационные;
¾ традиционные;
¾ нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей дошкольной образовательной организации (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Проблема взаимодействия семьи и детского сада широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т.Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии детского сада и семьи, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны методические рекомендации для работников дошкольных учреждений в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей являются общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, Т.Н. Доронова, Р.П. Дешеулина, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина и др.).
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее: Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий. Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОО.
Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:
- знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.);
- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
- педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.