Эссе на тему «Современный человек может прожить и без развитого критического мышления»
Современного человека чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Это происходит потому, что сейчас для поиска ответа на любой вопрос человеку требуется в среднем 15-20 секунд, следовательно, нет необходимости что-то запоминать и на чем-то акцентировать внимание. Гугл находит все необходимые данные, представленные в любом виде (таблицы, рефераты, статьи, презентации). Но любой мыслящий человек задаётся вопросом: «А можно ли доверять всему, что в поиске выдает Гугл?», и это уже является показателем развитого критического мышления.
Как говорила Татьяна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться?»: «Мозг – не решето, из него ничего не вываливается. Не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо общаться с плохими людьми». Этот список можно продолжить: «Не надо считать всю поступающую информацию стопроцентно правдивой».
Под критическим мышлением понимаются психические процессы, стратегии и представления, которые люди используют для решения проблем, принятия решений и изучения новых концепций. Критическое мышление – это способ мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором человек реализует качество своего мышления, умело анализируя, оценивая и восстанавливая его. Критическое мышление – это самостоятельное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующееся мышление.
Критическое мышление — это важное умение в современном мире. Человек с развитым критическим мышлением обладает такими навыками как: наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
Критическое
мышление применимо везде, во всех сферах человеческой жизни. Умение критически
мыслить пригождается как взрослым, так и детям.
Человек, обладающий критическим мышлением способен понимать логические и
причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями, быстро
анализировать суждения окружающих и оценивать их, грамотно выстраивать
собственную аргументацию по какому-либо вопросу и доносить свои мысли до
окружающих, замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и
аргументации, отмечать важность проблем и идей в общем контексте, а также
рефлексивно оценивать собственные мнения.
Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.
Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного. Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности — правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.
В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.
Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.
Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный, а, значит, начать мыслить и рассуждать.
Таким образом, без критического мышления в современном мире жить можно, но непросто. Критическое мышление является тем навыком, который в себе может развить любой человек. Поэтому, развив в себе данный навык, можно перейти на более качественный уровень жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.