«Моя педагогическая философия»
Начни свой путь
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие, прежде всего
стало познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека, величие и
ни с чем не сравнимая красота человечества
В.А. Сухомлинский
Что делает человека Человеком? Что делает учителя Учителем? Мы много размышляем о своём жизненном назначении, о смысле каждого прожитого дня…
Кем быть? Этот вопрос не приводил меня в тупик никогда! Ещё за школьной партой я знал на него ответ – учителем. Почему? Наверное, понимал, что школа – самая удивительная, самая важная научно-жизненная лаборатория. В ней создаётся будущее! И каким оно будет, зависит от воспитателя, учителя – творца, то есть будет зависеть и от меня.
Каким быть? Не могу не согласиться с мнением Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Чему учить и как учить? Как учитель ОБЖ, я обязан научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Мой
предмет – это «тренировочная база жизни», где ребенок знакомится с самым главным – как сохранить и сберечь самое дорогое, что дала ему природа – жизнь и здоровье свое и самых близких ему людей.
Каждый день ко мне приходят дети, я должен помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Буду счастлив, если мои знания помогут. «Жизнь – бесконечное познание, бери свой посох и иди», каким бы трудным ни был путь твой.
Осознавать это особенно важно в связи с существованием негативных явлений в жизни общества, это требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых педагогических методов воспитания молодежи. Ведь именно молодежи вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. Вот почему вопрос о патриотическом воспитании молодого поколения считаю самым важным.
Для каждого учителя-предметника есть свой угол зрения на воспитание гуманизма и патриотизма. Основная цель моих уроков – формирование патриотического сознания. Станут ли такие понятия, как патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга значимыми для школьников?
С чего же начинается патриотическое воспитание? Подлинное воспитание возможно только через «проживание», сопереживание. Поэтому в беседах нужно приводить множество фактов и примеров, взывающих к чувствам. Здесь можно вспомнить о бесчисленных подвигах русских людей, которые, не ожидая наград, делали свое дело, как умели, и делали его честно. Надо говорить о патриотизме не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в бережном отношении ко всему, что окружает. Итогом такой воспитательной работы может стать начинающийся духовный поиск школьников.
А каких результатов можно достичь в воспитании патриотизма, если подросткам дать возможность участвовать в настоящем деле! И мне повезло: я слышал искренние слова ребят, когда они в составе поискового отряда «Огонь Памяти» принимали участие в «Вахте Памяти» в Волгоградской, Псковской, Брянской областях. Им предстояла ответственная миссия – поднять останки бойцов Великой Отечественной войны, их личные вещи, фрагменты обмундирования и вооружения. Каждый хотел найти «своего» солдата.
Воспитывать патриота – значит развивать и приумножать лучшие качества русского национального характера в наших детях, пробуждать в подрастающем поколении национальные чувства, национальное достоинство и национальную гордость. Задача учителя – помочь ребёнку увидеть все прекрасное, доброе. А познав добро, он будет творить его сам. Главное, что дети должны вынести из детства, – это научиться красоте и любви.
Жизнь заключает в себе тайну, которая никогда не была измерена и которая подчас оказывается более глубокой по мере того, как мы вникаем в явления жизни. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы просто поддержать ребенка в его пути, в его размышлениях, заинтересовать, увлечь, сделать так, чтобы его учение стало не усвоением открытых другими истин, а осознанным поиском своего смысла.
Убеждён, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии - надо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью, может быть, что-то и прощать просто за то, что они – дети!
Ученики, которые сегодня сидят за партами – будущее России. Именно им предстоит жить в будущем. И от того, какими людьми станут эти дети, зависит не только их и моя жизнь, но и жизнь всей страны.
…Что делает человека Человеком? Что делает учителя Учителем? Могу предположить, что человека делает Человеком – любовь и только любовь. К людям, к делам, к Родине. Учителем – способность видеть в каждом ребёнке ростки истинной любви, а также горячее желание и талантливое умение сказать ему о любви. Словом, поступком, делом.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» – воскликнул когда-то Архимед. Уверен, что задача учителя – быть этой точкой. А ученики пусть делают свои открытия!
Помогая ученикам прокладывать путь познания, свой – каждому ученику, учитель не может быть лишь приложением к учебнику, он становится мастером, и тогда любимое ремесло превращается в творчество. Но в этом пути учитель всегда рядом с учеником. Именно рядом…
Только тогда Мир, окружающий нас, будет Миром с Собственным Именем! В этом и заключается моя педагогическая философия.
___________ А.А. Смолин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.