С самого начала моей педагогической практики передо мной всегда стояла большая задача – не только учить и давать знания, но и воспитывать детей. И не просто воспитывать, а воспитывать в них в первую очередь личность.
Я всегда раздумывала над тем, что же значит «воспитать личность»? Думаю, что это можно трактовать как "воспитание ребенка гражданином своей страны, ответственным и компетентным специалистом, толерантной личностью".
Но, что же такое личность? Изучая разнообразные обозначения определения «личности», я поняла для себя основное определение этого понятия. Личность-это человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми. Я считаю, что каждый человек может стать личностью. Хотя черты этой личности могут быть и отрицательными. Но, к сожалению, не каждый становится личностью. Все зависит от обстоятельств: необходимых условий развития , воспитания ,то, к чему будут направлять ребенка взрослые. Я думаю, что все это имеет огромное значение в развитии личности человека. В наше время нашему обществу не хватает личностей. Их просто очень мало. Все устремлены к материальным ценностям: деньги, хорошая работа, шикарные и дорогие вещи. А личность подразумевает в себе благородность, великодушие. нравственность и духовность человека. Именно так я понимаю потенциальную личность ребенка и ее проявление в будущем.
И поэтому, я думаю, что «только личность может воспитать личность» .Почему? Потому что только личность может стать авторитетом для детей. Только авторитетный человек может влиять на поведение ребенка таким образом, что требования становятся само собой разумеющимися и не вызывают негативной реакции и протеста.
Только авторитет взрослой личности делает интересным для ребенка процесс познания мира. А следовательно и более продуктивным.
Педагогическая деятельность воспитателя всегда анализируется детьми. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений воспитателя с ними, с другими сотрудниками, с родителями. Воспитатель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом детей. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого воспитателя даже тогда, когда он бывает прав.
Ушинский К.Д. предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”. Он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Исходя из этого, я считаю, что воспитатель должен обладать лучшими нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Должен ли воспитатель понимать и принимать детей такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками? Я думаю, что да. Потому, что человек, который искусственно делит детей на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Личность должна уметь признавать и принимать ребенка со всеми его слабостями, недостатками, возможно комплексами. Признание и принятие этих недостатков не означает пассивное созерцание или принятие нейтральной позиции по отношению к ребенку. Наоборот, именно личность, признающая это, должна стать тем человеком, который будет оказывать педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение таким детям.
Когда я это все проанализировала, то поняла одну вещь.Если на жизненном пути человека встречается личность, то происходит удивительный процесс взаимопроникновения человеческих душ. И ребенку очень повезет, если на его пути встретится Добрый ,Умный, Справедливый , Чуткий взрослый. Отдавая лучшие свои душевные качества, личность выращивает их в детском сердце, способствует развитию личности в ребенке. Поэтому, я считаю, очень важно, чтобы личность воздействующая была несущей добро и свет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.