муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя школа
Ухоловского муниципального района
Рязанской области
Сочинение-рассуждение
«Театр в школе и школа в театре»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Потапова Ольга Евгеньевна
2019
ЭССЕ
«Театр в школе и школа в театре»
«Театр для актера - храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь - все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других».
Михаил Семенович Щепкин
С этого высказывания замечательного русского актёра, одного из основоположников русской актёрской школы Михаила Семеновича Щепкина
я хочу начать своё педагогическое эссе. Как для актёра театр, так для меня и школа: это мой храм, куда я каждый день вхожу с волнением и трепетом в душе; это ей, школе, принадлежит вся моя жизнь; школа – моя судьба, моя работа, моё любимое дело…
У школы с театром есть много общего. И свою школу я считаю огромным театром. Звонки, перемены - антракты. Урок - это спектакль. Конспект урока - это сценарий. На уроке есть декорации. Учитель – это несомненно, сценарист и режиссер. А кто же дети? Зрители? Для кого-то – может быть. Шумовые оформители? Иногда – да... Работники сцены? И это бывает: кабинет (нет, сцену!) убирают, декорации переставляют... И все-таки я в своих спектаклях отвожу ученикам роль не пассивных зрителей, а участников действий - актеров.
Как интереснее спланировать урок? Тут помогает талант сценариста. Как удержать весь класс в поле зрения, как разнообразить методику преподавания, как подтянуть слабого ученика и усложнить задание для сильного. Я люблю, когда дети задают мне нестандартные и интересные вопросы. Поэтому и я сама для развития интереса на уроках использую такие задачи. Ведь нестандартные задания способствуют развитию у детей всего комплекса мыслительных операций таких, как анализ, сравнение, классификация, обобщение... Тогда я сама выступаю в роли актрисы.
А на сцене передо мной юные актеры! И я - режиссер - должна в каждом актере увидеть талант, помочь ему раскрыться, чтобы сыгранная им роль обеспечила ему успех!
Недаром В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» говорил, что успех возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей каждого ребёнка». Это актуально и в двадцатом веке и в двадцать первом. А технологии двадцать первого века шагнули далеко вперёд. И надо не отстать! Даже А.С.Пушкин советовал «в просвещении быть с веком наравне». Очень хорошо, что появились новые образовательные ресурсы. Они облегчают обучение, делают его наглядным, доступным, интересным, поэтому, используя возможности современной школы, я создаю и применяю мультимедийные презентации, а также учу детей их создавать.
Педагог, раскрывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, все постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый учитель: чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому верить; чтобы за тобой пошли, надо идти впереди.
Российский педагог профессор Марк Поташник говорит, что учитель в этой связи должен стать актером - реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни. Ибо, если ученик внутри себя скажет «Не верю!» - вся работа учителя пойдет насмарку...
Педагогический артистизм облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию. Проявление открытости к миру и детям позволяют педагогу не быть «страшным» для ребенка, дают ему возможность в любых случаях обращаться к педагогу.
Спокойная, доброжелательная обстановка на уроке - залог успешного усвоения материала. В каждом ребенке я вижу, в первую очередь, хорошее и терпеливо ращу в детских душах всходы добра и человечности. Каждый день глазами моих учеников смотрит на меня будущее России. В этом будущем нам предстоит жить. И от того, какими станут нынешние дети, зависит судьба страны.
Театр, в свою очередь, - это тоже школа. Школа, которая учит умению слушать, говорить и понимать; сопереживать, чувствовать и думать; воспитывает благородство, доброту и справедливость, ответственность, решительность и работоспособность. Театр развивает интеллект, чувство собственного достоинства, талант, организаторские и коммуникативные способности, духовность, интерес к искусству и вкус, творческие способности, формирует мировоззрение и воспитывает характер. Театр учит любить, помогает приобрести опыт и найти ответ на тот или иной вопрос... Организует и помогает с пользой проводить свободное время. Дает массу впечатлений и вызывает бурю эмоций! Это не бестолковая праздность - это праздник чувств и мысли! Это бесценный дар! Театр - это правда, добро, друзья! Любовь и творчество! Жажда познания и открытия!
Вот уже более двух десятков лет я с радостью открываю школьную дверь, и каждый день, входя со звонком в класс, я понимаю, что начинается новое действие спектакля, во время которого общение с детьми прибавит мне оптимизма, уверенности в себе, осознания того, что я занимаюсь любимым делом. «Учителем и артистом надо родиться», - так некогда сказала великая Фаина Раневская.
Итак, обычное школьное утро... Стою перед дверью своего кабинета, а за дверями меня уже ждет водоворот сегодняшних событий, калейдоскоп мощнейших эмоций. Этот натиск преодолеваю ежедневно, и никогда не задумывалась, что помогает побеждать, овладевать, восходить и снова с восхищением думать о новом школьном утре... Глубокий вдох, улыбка, «приборка» мыслей и...
Вот они, мои вдохновители, актеры моей классной сцены - мои ученики. Это они заставляют меня улыбаться, играть в их театре лучшие роли, аплодировать общим успехам и расстраиваться при неудачах каждого из нас. Казалось бы, что проще: роль - лучшая, неудачи - общие, вдохновение - мгновенное, но как сложно в таком необычном театре быть:
надежным,
искренним,
честным,
смелым,
практичным,
аккуратным,
умным,
твердым,
энергичным,
благородным,
веселым,
понятливым,
вдумчивым.
Вот лестница к УСПЕХУ, по которой должен подняться каждый из нас самостоятельно. Не держась за руку взрослого и карабкаясь, что есть сил, а идти с гордо поднятой головой, протягивая свою руку помощи. Главное для меня, как учителя, - не играть роль «пастуха» коллектива или «толкача», не стать «локомотивом», который тащит за собой «вагон-класс», а быть социальным архитектором, конструктором «самодвижущегося вагона». Задача состоит в том, чтобы организовать путь «по лестнице», «активно стоя в стороне». В этом, я считаю, и заключается настоящий актерский дар учителя: выбрав главную роль, играть только в эпизодах школьного театра.
Вот звенит звонок. Школьный звонок – это, говоря языком театра, всего лишь сигнал начала и окончания очередного акта, за которым стоит невидимый зрителю сценарий (конспект урока), авторская идея (цели и задачи), приготовленные декорации (материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно сам урок) и, конечно, незаметный зрителю и в то же время актеру (ученику) экспромт учителя - актера и сценариста.
Итак, я захожу в класс:
-Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!...
…
Любите ли вы школу так, как люблю ее я? Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом? Что же такое, спрашиваю я, школа? Театр? Может быть. Только театр не одного актера, а группы единомышленников: детей, родителей и учителей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.