Эссе «Возможно ли духовно-нравственное воспитание в школе без религии?»
На вопрос «Возможно ли духовно-нравственное воспитание в школе без религии?», я бы ответила нет невозможно.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс приобщения к нравственным ценностям: доброта, долг, верность, благодарность, отзывчивость, милосердие, сострадание, любовь и вера, терпение и готовность к преодолению жизненных испытаний, стремление к духовному совершенствованию.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».
Нельзя не согласиться со словами К. Д. Ушинского. Я тоже считаю, что важно формировать нравственные ценности, которые были бы ориентированы на представления о добре и зле. Необходимо знакомить детей с национальной культурой своего народа, к которой относится и религиозная культура. Очень помогают в этом уроки по курсу ОРКСЭ. Цель курса направлена на формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Очень часто на уроках основ православной культуры дети открывают для себя что-то новое. Мы размышляем с ними над важнейшими вопросами:
«В чём смысл жизни?», «Что есть добро, а что есть зло?», «Как жить в согласии со своей совесть?» , «Что такое заповеди?». Эти и другие вопросы интересны в любом возрасте.
Благодаря знакомству с религиозной культурой дети более глубоко усваивают нормы общения с людьми. У ребёнка развивается умение уважать религиозные убеждения верующего человека или других религий. Уроки православия это уроки- беседы, уроки-открытия. Что плохого в том, что наши дети познакомятся с евангельскими историями самый главных православных праздников: Рождества Христова, Пасхи Христовой. Я за то, чтобы дети читали и слушали притчи, истории жизни святых,а потом начали задумываться над своими поступками и поведением.
Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждают интерес и у них, и это необходимо использовать, ведь так устанавливается неразрывная связь поколений.В современном обществе родители в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Двадцать первый век- век информационных технологий. И к сожалению, на разговоры о главном: о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но мы не имеет права забывать, что для ребёнка самый лучший образец жизнелюбия, нравственного самоопределения – это его родители. На уроках учитель будет беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.
Считают, что успешность духовно-нравственного воспитания напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.