ЭССЕ
ВРАТА «СВЯЩЕННОГО ИСТОЧНИКА»
Пензина В.А.,
педагог дополнительного образования,
руководитель хора мальчиков «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КамерТОН»
ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга
Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого.
Добро пожаловать в волшебную страну – царство звуков и интонаций, гармонии и совершенства – к «священному источнику», который способен утолить жажду в прекрасном! Вы удивлены? Мы на пороге музыкального королевства. Его жители ежедневно учатся у самой Королевы Музыки любви, доброжелательности, уважению, терпимости, чуткости, умению видеть, чувствовать и создавать красоту… Ведь «для нашего счастья, – как сказал А. Шопенгауэр, – то, что есть в человеке, без сомнения важнее того, что есть у человека». Труд души – пожалуй, самое главное занятие тех, кто хочет приобщиться к великому делу служения Искусству. Оно (искусство) «…подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперѐд, к свету, хочет стать лучше, совершеннее» (мнение М.М. Антокольского).
Чем же так необычна и привлекательна музыкальная страна? Почему врата этого «священного источника», как писал Н.К. Рерих, непременно «…для всех должны быть открыты»? Маленький человек, попадая сюда, окунается в атмосферу радости и красоты. Королева Музыки с еѐ верными помощниками-гномами: Песня, Танец и Марш ведут юного слушателя по лабиринтам музыкальных знаний, учат понимать сложный музыкальный язык через игру, сказку и импровизацию, делая его простым, доступным. Более того, учат прислушиваться к собственной душе, собственным чувствам. Не случайно музыка, как и любое искусство, может быть сравнима с «наукой о человеческой душе»,
«человековедением», по определению Д.Б. Кабалевского.
В Музыкальном Королевстве ребѐнок учится творить, выражая свои мысли и чувства, в коротких вокальных или пластических импровизациях. А включаясь в различные игровые ситуации и перевоплощаясь в сказочных персонажей или героев музыкальных произведений, дети самоутверждаются, раскрывая свою индивидуальную самобытность (как писал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»). В 5–7-ых классах, когда для подростка (по мнению М.С. Кагана) становится более актуальной выработка собственных нравственных воззрений, поиск смысла жизни, идейное самоопределение, творческие задания начинают носить всѐ более проблемный характер. И здесь умение постичь суть произведения, глубину его содержания проявляется через воплощение музыкальных образов в иллюстрациях либо литературных описаниях, нахождение параллелей в окружающем мире. На умении постичь смысл музыки основана и попытка человека познать самого себя.
С одной стороны, задача педагога – дать ребѐнку определѐнный объѐм музыкальных знаний, научить понимать музыку, с другой – развить у него музыкальный и эстетический вкус с учѐтом особенностей петербургской культурной среды. Ведь музыкальная культура человека является, по сути, компонентом базовой культуры личности. А музыкальное воспитание и образование школьника в нашем прекрасном городе должно строиться на развитии личности юного слушателя, владеющего в совершенстве Скрипичным Ключом, в духе Концепции воспитания юного петербуржца.
Чуткость, восприимчивость к красоте (искусства, природы и др.) в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. В.А. Сухомлинский считал: «Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. Зло и подлинная красота несовместимы». Поэтому, пожалуй, одна из самых важных задач учителя (главным образом, предметов эстетического цикла) – напоить живительной влагой «священного источника» каждого ребѐнка и дать в руки каждому скрипку, не допустить, чтобы молодое поколение росло только потребителем красоты. Может быть, тогда в мире будет меньше безразличия и жестокости. Может быть, тогда в Музыкальном Королевстве торжество окажется не за сальери, а за моцартами!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.