ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
Оценка 5

ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
14.05.2018
ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
Эссе « Мои педагогические находки».Значимость данной темы подтверждается учебным процессом, так как современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути и цели в поле информации и коммуникации. Педагогическая деятельность должна основываться на поликультурном общении, делая предпочтение углубленному изучению родного языка и литературы
Эссе.doc

 

 

 

 

 

ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Плохой учитель преподносит истину,

 хороший учит ее находить .

Дистерверг

 

     Культура и  язык любого народа неразрывно связаны между собой. Как  гласит адыгейская пословица «Язык – душа народа». Язык выражает то, что думает и чувствует говорящий на нём народ. Пословицы и поговорки являются одним из распространенных жанров народно- поэтического творчества адыгов. В пословицах заложена народная мудрость, свод правил жизни, историческая память . Ни в каком другом жанре не отражено с такой краткостью, силой и меткостью многообразие народной жизни.

   В пословицах содержится философский опыт осмысления жизни. Вот что сказал по поводу пословиц и поговорок Владимир Иванович Даль: «Я могу за один раз вникнуть глазом своим во всё, что народ сказал о любом предмете мирского и семейного быта; и, если предмет близок этому быту, если входит в его насущную жизнь, то народ – в этом можете быть уверены – разглядел и обсудил его кругом и со всех сторон, составил об этом устные приговоры свои, пустил их в ход, и решения своего не изменит, покуда разве не изменятся обстоятельства». Невозможно не согласиться с В.В. Далем.

    В адыгейских пословицах обобщён  житейско - бытовой опыт народа, в них сформулирован нравственный кодекс чести адыгов « Адыгэ хабзэ»(Адыгский этикет).

    Использование на уроках  адыгейского языка и литературы поговорок и пословиц помогает учащимся глубже познакомиться с культурой адыгейского народа.

    Почему именно пословицы и поговорки? Да вот простой случай. Урок адыгейской литературы. Рассказываю о том, что адыги  пожилого возраста при общении между собой придерживаются принципа старшинства. Если пожилой человек  старше на один год, даже месяц это ими учитывается, по старшинству почитают .Самого старшего на почётном месте сажают. За ним следуют младшие по возрасту. Таким образом, старшие показывают пример молодым, как надо относиться к старшим. « А как это понять? Получается не молодые , а сами старики старикам уступают места?»,-спрашивает один ученик. Я ещё ничего не успела объяснить, как кто-то из ребят уже быстро отреагировал:« Молоденький умок старым умом крепится».Второй ученик заметил: « Следуй тому, что говорит старший, ешь то, что приготовит младший». Третий ученик добавил: « Слова «старший» и «младший» антонимы». Дети без затруднения вспомнили вот такие пословицы: «Корми деда на печи: сам будешь там», «Молодость плечами покрепче, а старость – головою».

Вот они простые слова, сразу всё без лишних объяснений становится понятным . Когда - то услышанная пословица запомнилась гораздо лучше всех поучительных объяснений.

   Я во всех классах веду адыгейскую литературу на русском языке, так как у нас русскоязычная школа. А учащихся адыгейской национальности дополнительно обучаю адыгейскому языку.Авторы учебников Ситимова С.С. и Чуяко А.Б. по адыгейской литературе с первого класса вводят изучение пословиц и поговорок. Это заставило меня обратиться к проблеме методов, приемов и форм работы с пословицами на уроках адыгейского языка и литературы.  Пословицы можно использовать на разных этапах усвоения речевого материала: формирования и совершенствования навыков, так и на этапе развития умений диалогической и монологической речи.

Работая над пословицами,  ставлю такие задачи:

-  развитие умений и навыков понимать речь на слух;

- работа с глаголами повелительного наклонения;

-  развитие умений и навыков выражать своё мнение по теме;

  -развития умений и навыков аналитического подхода к изучению адыгейской культуры в сопоставлении с культурой других народов  на основе пословиц;

 - развитие положительного отношения к адыгейскому языку, к культуре ;

- понимания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному социуму;

- понимания важности изучения родного языка в целях взаимодействия и сотрудничества в современном поликультурном мире.

    Использование пословиц на уроке помогает  в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков. На среднем и старшем этапах обучения пословицы можно использовать для речевой зарядки.    Каждая новая пословица вводится после повторения уже выученных. От урока к уроку запас выученных пословиц растет. Чтобы в дальнейшем сохранить интерес к данному виду работы, можно использовать различные задания:

1. Подобрать к прочитанному абзацу пословицу.

2. Кто больше назовет пословиц на определенную букву.

3. Отгадывание  поговорки или пословицы по одному слову.

4. Начало одной пословицы соединить  с концом другой.

5. Начало одной поговорки соединить  с концом другой.

6. Выразить согласие или не согласие с пословицей или поговоркой.

7. Прослушать сказание из нартского эпоса и подобрать пословицу, которая будет наиболее подходящей концовкой.

8.Вспомнить адыгейскую народную  сказку, которая подтвердила бы предложенную пословицу.

9. Вспомнить адыгейскую литературную  сказку, которая подтвердила бы предложенную пословицу.

10. Вспомнить басню М.С. Паранука, которая подтвердила бы предложенную пословицу.

11.Прослушать сказку и назвать соответствующую пословицу.

12.Послушать  диалог и сказать, какой пословицей его можно было бы закончить.

 13.Послушать пословицу или поговорку и выбрать подходящую иллюстрацию.

 14. К адыгейским пословицам подобрать русские пословицы.

 15.К адыгейским пословицам подобрать пословицы других народов.

 16.Закончить пословицу своими словами.

 17.Вставить пропущенное слово в пословицу.

 18.Кто быстрее соберёт пословицу.

 19.Кто быстрее произнесет одну и ту же пословицу.

 20.Придумать ребус с пословицей.

    Все эти задания позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся  , сформировать осознанный навык употребления слов в устной и письменной речи. Они повышают творческую активность учащихся, развивают мыслительную деятельность, позволяют вовлечь в учебный процесс большое количество учащихся.В результате материал усваивается надолго и прочно.

   При работе с пословицами можно применить различные формы работы: работа в парах постоянного и сменного состава, групповая.

   Создать непринужденную обстановку на уроке, ввести элементы игры в процессе овладения звуковой и смысловой стороной речи помогает  пословица.

    На начальном этапе можно обращаться к пословицам и поговоркам для обработки звуков, учитывая,  что в адыгейском языке в отличие от русского 66 букв. Пословицы и поговорки  помогают поставить произношение сложных согласных .Можно предложить классу специально отобранные пословицы и поговорки. В течение нескольких уроков пословица или поговорка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах: объяснении нового материала, закреплении знаний, умений, навыков. Нужно отбирать пословицу или поговорку в зависимости от того, какой звук отрабатывается. Можно предложить, например, такие пословицы и поговорки для обработки звука [кI]: Языком мастер, а делом левша .(ЖэкIэ маис, IэкIэ сэмэгу).

     Использование пословиц на уроке помогает  в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков. На среднем и старшем этапах обучения пословицы можно использовать для речевой зарядки.

   На старшем этапе обучения работа с пословицами продолжается, возрастает жизненный опыт детей этого возраста, и они могут выразить своё отношение к данной ситуации. Но так как каждая пословица имеет свой подтекст, то работа над ней требует не простого воспроизведения, а умение выказать своё отношение к ней.

    Пословицы можно использовать как на начальном этапе обучения адыгейскому языку, когда у детей формируются произносительные навыки, так и на среднем этапе обучения, когда использование пословиц не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков у учащихся, но и стимулирует их речевую деятельность.

 Применяя на уроках различные формы работы с пословицами, добиваюсь эффективного процесса обучения, успешного осмысления и усвоения нового языкового материала, а также развития у школьников активного самостоятельного мышления и познавательных способностей.

     Таким образом, использование пословиц на уроках адыгейского языка и литературы  способствует лучшему овладению предметом, расширяет знания о языке. Правильно и регулярно организованная работа по использованию пословиц и поговорок на уроках развивает навыки чтения, говорения, слушания. Она даёт возможность лучше познакомить учащихся с историей, литературой, культурой Республики Адыгея.


ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

ЭССЕ « МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Использование пословиц на уроке помогает в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков

Использование пословиц на уроке помогает в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков

Использование пословиц на уроке помогает в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков

Использование пословиц на уроке помогает в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018