Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Оценка 4.7

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.11.2017
Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.духовно-нравственное воспитание личности
Эссе.docx
Эссе Духовно­нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования В последние десятилетия в образовательной политике государства заметное место занимает проблема нравственного воспитания и  духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно  поступательное развитие российского общества. Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Великой Отечественной войне, нашей великой культурой, достижениями  прошлых лет в науке. Мы стыдимся эпохи «девяностых» годов больше, чем любой другой эпохи в сложной истории нашей Родины. И  дело здесь не только в экономике, не меньшие, а в некотором отношении большие потери мы понесли в нравственной, духовной  области. Это рост преступности, особенно насильственной и корыстной, сокращение продолжительности жизни, падение общего  уровня культуры и морали, уменьшение интереса к получению систематического образования. «Дух есть самое главное в человеке», ­  писал русский философ А.И. Ильин. Эта мысль недалеко отстоит и от позиции К.Д. Ушинского, для которого духовным было все, что  отличает человека от животных. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. связывает стратегические цели развития образования со  стратегическими целями развития страны, среди которых – поддержание статуса России как великой державы в сфере науки,  культуры, технологий, образования; обеспечения высокого качества жизни для граждан; преодоление экономического и духовного  кризиса. Задачи воспитания, нравственности, помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед каждым  педагогом, который решает их в меру своей профессиональной компетентности и личного мировоззрения. Уже не один десяток лет говорят, что человечество живет в постоянно обновляющемся мире, который буквально захлестывают волны  информации и научно­технического прогресса. Очевидно, что окружающий человека мир изменяется неизмеримо быстрее, чем сам  человек. Возьмем сочинения духовных отцов христианства, написанных почти две тысячи лет назад, или более поздние  художественные произведения – Шекспира, Сервантеса, отечественных классиков. Перед нами предстает человек, обуреваемый  «вечными» страданиями. Он находится во власти любви или ненависти, добра или зла, алчности или бескорыстия. Внутреннее  состояние человека изменилось в гораздо меньшей мере, чем мир внешний. То, что человек давно обязан был бы изменить, сегодня принимает изощренные формы. Свидетельством тому неистовая борьба за деньги и власть, всплеск небывалой жестокости и насилия,  разгул терроризма, национальной вражды, презрения к достоинству других людей. Значит, внутренний мир человека, мотивы,  побуждающие его к той или иной деятельности, выбор добра или зла мало зависят от технических достижений и научных прорывов.  Напротив, умный, хорошо образованный негодяй гораздо опаснее для общества, чем «простак», о котором с иронией говорят:  «хороший человек не профессия». Грустная «поговорка». С пренебрежением относится к хорошим людям может только общество,  страдающее недугом безнравственности. Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека  вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое  другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира  человека чаще всего не воспитываются. Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая  трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там должны  быть святыни. Историк В.О. Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия, чем до самого  себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия». Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые,  нравственные человеческие качества. Об этом размышлял и В.О. Ключевский, когда писал: «Мысль бывает светла, когда озаряется  изнутри добрым чувством. Мысль – фонарное стекло, чувство – лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их». А у  нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных  целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь как и совесть дается человеку один  раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него  сложная задача ­ сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под  стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь. Духовно­нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к  нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие  нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и  противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам,  стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству). Основой в воспитании должны быть национальные духовно­нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский  писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом,  школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому в духовно­ нравственном воспитании первостепенное значение имеет:     духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований; постижение духовно­нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры; знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь; бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно­нравственные начала у  своих воспитанников. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает  интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений. В Древней Руси ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье. Знаменитый историк В.О. Ключевский писал: «Ребенок должен  был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал. Это было не  пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки».  Проводилось строгое различие между книжной и духовной мудростью. В одном из летописных источников, которые использовал в  своих трудах Ключевский, говорилось: «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; а обрящеши кротости, то одолеешь и мудрости; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит». На первое место ставились качества человека, и его  нравственное развитие должно было опережать «книжное». К сожалению, эта традиция давно утрачена, а предпосылок для её  возрождения весьма мало. Знание возводится в абсолютную ценность, а все остальное в человеке вторично и едва ли имеет  определяющее значение в его оценке обществом. Однако профессионализма и эрудиции недостаточно для человеческого счастья. К  ним должны быть приложены и другие качества из разряда духовно­нравственных – характер, суть, смысл жизни, целеполагания и  мотивы деятельности, а главное – живые чувства добра, питающие светом и радостью душу. Не случайно Ф.М. Достоевский отмечал,  что самое трудное – жить среди людей и остаться человеком. Им еще нужно стать, что требует немалых трудов от общества, семьи,  образовательных учреждений, а главное – от самого себя. Знание, по В.О. Ключевскому, необходимо «как средство гражданского  воспитания для служения государству и обществу». Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных  ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена. Разумное реформирование современной  системы образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей исторической преемственности поколений.  Эта задача обеспечения исторической преемственности поколений сформулирована среди главных приоритетов Национальной  доктрины образования. В связи с этим цель освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи новым  поколением основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции в формах образования предполагает:    знание традиции; опыт её освоения; построение личного бытия. Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли учителя. Труд педагога должен быть направлен на духовно­нравственное  становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно  духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования

Эссе Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017