Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном - фактическому материалу по предметам.
Эссе «Моя педагогическая концепция»
Много лет назад я сделала свой выбор – стала учителем. И вот уже 10 лет со всей
ответственностью несу это звание. Профессия эта для меня неслучайная. К ней я стремилась с
детства. Школа – моя стихия! Можно сказать, что я выросла в ней. Вдохновителем и
наставником была моя тетя – замечательный человек и учитель с 34летним стажем работы.
Любовь к детям, жажду знаний, веру в себя и преклонение перед школой как началом всех
начал, я переняла у матери и все годы стремлюсь передать это своим воспитанникам.
В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, почти четыре десятка лет прослужив
школе, попрежнему считаю, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в таком
многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день
приходиться решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик – это
личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком
непростом нашем взрослом мире. И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого
листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. Страна
наша ставит амбициозные цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их
осуществлении.
Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно,
даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А.
Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к
детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего
гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем
педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном фактическому материалу по
предметам.
Путеводной звездой стал для меня совет В. О. Ключевского: « Любите то, что преподаёте, и
тех, кому преподаёте». Хотя нам, учителям начальных классов, непросто следовать этому
простому совету изза широкого спектра предметов, но в каждом из них я постаралась найти и
полюбить то ядрышко, вокруг которого и концентрируется весь остальной материал. Да, это
нелегко, но для любящего сердца, как известно, нет преград! Таким образом, именно любовь в
самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её
содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где
живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Успех же в любых начинаниях
ученика может (и обязан) создать именно учитель. И успех ребёнка будет тем больше, чем
больших высот достигнет сам учитель. Настоящего учителя, кроме любви к детям и
педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречнаянравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение
всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии,
а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.
Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой:
«Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы,
танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что
сегодня наш главный «Соперник» интернет, который предлагает юным самый широкий выбор
занятий и развлечений.
Одна из самых главных задач – создание благоприятной обстановки для наиболее полного и
всестороннего раскрытия потенциала каждого ребёнка (проникновение в его внутренний мир),
признание ребёнка (право быть самим собой), принятие ребёнка (положительное к нему
отношение). Каждый ребёнок должен приходить на мой урок с верой и надеждой, что его
примут и полюбят таким, какой он есть, поймут его ошибки, помогут преодолеть возможные
трудности. Я для каждого моего воспитанника, прежде всего, старший друг и советчик,
уважаемый и мудрый наставник, интересный человек, способный дать ответы на все вопросы
или подсказать пути самостоятельного поиска таковых.
Для меня очень актуально высказывание одного из старшеклассников в фильме Станислава
Ростоцкого «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». В наше
довольно жёсткое время, когда родители обременены решением материальных проблем своей
семьи, очень важно, чтобы у каждой юной души был человек, к которому ему можно было
прийти как с радостью, так и с бедой и найти понимание в самых щепетильных ситуациях.
Таким образом, главное в моей педагогике – создание условий для возможно раннего
духовного и профессионального самоопределения ребёнка, для раскрытия его индивидуальных
способностей, для самореализации как в учёбе, так и в иной социально значимой деятельности.
А также формировать умение разбираться в себе и в окружающем мире. На это я направляю
весь свой профессиональный и человеческий опыт, весь потенциал своей личности, весь
методический арсенал и психологические знания.
Я убеждена, что учитель – это не профессия, не служба, а призвание и образ жизни. Для
меня быть учителем – значит, каждый час и день своей жизни посвящать детям, любимому
делу. Книги, которые я читаю, публикации, которые заинтересовали меня, фильмы,
затронувшие душу, увиденное в музеях, яростные спортивные сражения, трагические гримасы
современной политики, холодная прелесть весеннего снегопада, буйство майского цветения,
первый лепет моих внуков – всё переплавляю я в учительское слово, дающее моимвоспитанникам всю полноту и многообразие жизни. Я искренне делюсь с ними всем пережитым
– и они платят мне тем же.
Моя жизнь – это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день
заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, сочинять
миниатюры, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. Чтобы
работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти со временем в ногу со временем,
внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую следующие педагогические
технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего
обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологии уровневой
дифференциации и индивидуального обучения,
элементы
здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная, технология мертва,
метод проектов,
если в неё не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал. Современные
технические средства с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников
позволяют каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим
событием, но не ради инноваций – ради его величества ученика!
Размышляя о своём жизненном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань,
отделяющую мою профессиональную деятельность от моей частной судьбы, потому, что это и
есть моя философия, мой путь к счастью, моя дорога, ведущая к бесконечному повторению и
продолжению в душах и судьбах моих учеников. С ними я познаю мир, учу их и учусь сама
вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И это путь бесконечен. И в этом
– счастье и смысл моей жизни.
Хочу закончить эссе словами одной из моих выпускниц, ныне ученицы старших классов. Вот
что она пишет: «Мой первый учитель для меня был и остался самым родным и близким
человеком. Моя учительница воспитывала в нас самостоятельность и самокритичность. У неё я
училась быть честной с собой и другими, искренней и милосердной. Что дружба – это, прежде
всего, ответственность, я поняла благодаря ей, и это сейчас мне здорово помогает. Я очень
хочу, чтобы став учителем, я смогла стать таким же мудрым, добрым и терпеливым
наставником, таким же эрудированным во всех отношениях человеком и таким же примером
для своих будущих воспитанников, как моя первая учительница стала для меня и моих
одноклассников».