Эссе «Инклюзивное образование: за и против»
Сегодня модно говорить о гуманности, толерантности, искоренении того
или иного вида дискриминации. Одной из популярных тем в этом ряду
является инклюзивное образование, относительно новое для России и
достаточно распространённое в Европе.
Что же такое инклюзивное образование? В 1994 году под эгидой
ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по
образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введён в
международный обиход термин «инклюзия» и провозглашены принципы
инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif включающий в себя, лат. include
заключаю, включаю, вовлекаю) один из процессов трансформации общего
образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном
обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Включённое образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Какие правильные принципы, не правда ли? Вот, казалось бы, бери их,
живи по ним и будет тебе счастье. Но в реальной жизни всё не так
однозначно, и мнения по поводу внедрения инклюзивного образования
биполярны. Есть ярые сторонники и такие же истовые противники. На чьей
стороне правда?
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей; физически
здоровых обучающихся и членов их семей; педагогов и специалистов
образовательного пространства; администрации; структур дополнительного
образования. И именно их мнение следует учитывать. Вот некоторые мнения
«За».
Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется
под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а,
наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и
возможности конкретного ребенка». Одним словом, утопия. Прекрасная идея,
несущая разочарование всем участникам образовательного процесса. И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования реально, а
в том, насколько реально сделать это качественно.
Первые шаги инклюзивного образования в России оказались сразу
семимильными – без глубокого общественного и профессионального
обсуждения, без обеспечения образовательных учреждений тьюторами
(сопровождающими), без сокращения наполняемости классов до 68
обучающихся и т.д. и т.п. Так высокая идея на практике начала превращаться
в профанацию…
А учителей интересует именно это «как»: как в рамках инклюзива
учитывать специфику обучения детей с различными ограниченными
возможностями. К примеру, в коррекционных образовательных учреждениях
VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только
в предметнопрактической направленности, то есть для использования в
повседневной жизни.
Коррекционные образовательные учреждения это специально
созданные, с учётом всех потребностей , образовательные учреждения
обеспечивающие обучающимся воспитанникам с отклонениями в развитии;
обучение, воспитание, лечение, способствующие их социальной адаптации и
интеграции в общество.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8
(коррекционное)
учреждение I
образовательное
видов:
1.Специальное
вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей
2. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания
слабослышащих детей и позднооглохших детей
3,4. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение,
воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у
воспитанников с нарушениями зрения
5. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания
детей с тяжелой речевой патологией
6. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания
детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата
7. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания
детей с задержкой психического развития
8.Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания
детей с умственной отсталостью
Вот и возникает вопрос так кто же лучше социализирует, адаптирует и
интегрирует особых детей к жизни в макросоциуме при таких значительно
разных подходах? Стоит ли так безжалостно рушить то, что веками
накапливалось, отрабатывалось, создавалось для особых детей ? Магазины,
дворы, игровые площадки, детская инфраструктура, сотрудничество
массовых и коррекционных школ вполне достаточный стадион для внедрения особых детей в общество. Так в чём же суть инклюзии? И дейтвительно ли
так уж остро она нам нужна?
Эссе на тему: «Инклюзивное образование: за и против» + презентация
Эссе на тему: «Инклюзивное образование: за и против» + презентация
Эссе на тему: «Инклюзивное образование: за и против» + презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.