Эссе «Уникальность и самоценность детства, как важный этап в общем развитии человека»
Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа
Детсад
15.04.2018
C введением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта, актуальной стала фраза «самоценность детства». Потому что основной принцип, заложенный в Стандарте дошкольного образования, является как раз сохранение уникальности и самоценности детства, как многозначащего и самостоятельного этапа в общем развитии личности. Именно уникальность дошкольного детства является тем определенным и важным этапом развития ребенка, который ценен сам по себе, не тем, что это является подготовкой ребенка к следующему этапу его жизни – к школьному обучению, а тем, что ребенок проживает важное время для своего становления и развития как полноценная гармонично-развитая личность.
Еще десять, двадцать лет назад, это понятие не встречалось ни в методической, ни в нормативной документации. Однако, этому понятию 190 лет. Первый, кто сформулировал это понятие – самоценность детства, был Фридрих Фребель. Он в своем труде «Воспитание человека, вышедшем в 1826 г., попытался описать человеческую жизнь с первых моментов до юношества, исследуя преемственность и тесную взаимосвязь разных возрастных этапов развития человека, и особенно отмечал самоценность каждого прошедшего этапа. Этап дошкольного же детства Фридрих Фребель понимал как прожитые годы ребенка в игре.
И, сказав о том, то впервые этот термин был сформулирован Ф. Фребелем, нельзя не указать на то, что идея самоценности дошкольного детства прослеживалась и в работах других великих педагогов. Серьезно осмыслял идею самоценности детства и Ж.Ж.Руссо, он писал, что природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми, т.к. если не дать им этого сделать, то вырастут личности, которые он сравнивал со скороспелыми плодами, в которых нет ни вкуса, ни зрелости [6].
Далее теория самоценности детства прослеживается у последователей «свободного воспитания» (К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой, М. Монтессори и др.). Мария Монтесори важным считала свободу выбора ребенка, организацию необходимой среды, в которой ребенок сможет реализовать свои потребности и в создании таких условий, которые станут наиболее благоприятными для его развития. Родь же педагога должна сводиться к руководству самостоятельной деятельностью детей и стимулировании их к саморазвитию [3].
Затем эта идея получила свое развитие в более позднее время. Например, Д.Б.Эльконин считает детство тем условием, с помощью которого человек может преобрести человеческие способы удовлетворения своих потребностей, своей культуры [2].
Я.Корчак так же считал, что самоценность детства ребенка – это подлинный, а не предварительный этап будущей «настоящей» жизни. Просто у детей другой масштаб понятий, не такой, как у взрослых, т.к. у них другой запас опыта [5].
Таким образом, становится понятно понятие детства, что это не какой-то подготовительный этап в жизни человека к какой-то «взрослой» жизни, а самостоятельный, самоценный, очень важный и необходимый период жизненного пространства человека, причем такой, который ничем нельзя заменить или заполнить тем, чем захочется.
Период дошкольного детства – это период, когда ребенок очень активно осваивает социальное пространство, когда он познает мир чувственно. В этот период он способен открыть для себя мир сложных человеческих отношений через общение со своими близкими, с другими взрослыми, со сверстниками. У него закладываются основы для общего дальнейшего развития. Так как в этот период ребенок у ребенка формируются нравственные навыки и привычки, он приобретает знания об окружающем его мире, у него формируются общечеловеческие ценности, необходимые для полноценной жизни в этом обществе. У ребенка изменяется внутренний мир и становится базой для познания мира. Поэтому так важно, чтобы в периоде жизни, когда чувственный опыт ребенка преобладает, его мир был ярким, красочным, позитивным, тогда эстетические ценности гармонично впишутся в систему познания мира ребенка. Поэтому очень важно на этом этапе влиять на чувства ребенка средствами отечественной культуры (сказки, живопись, музыка). Все это в этом периоде играет огромную роль.
Также на этапе дошкольного детства важно, чтобы эмоциональное и интеллектуальное развитие гармонично развивалось, без приоритета одного над другим. Чтобы ребенок смог воспринять мир целостно, нужно развивать оба его полушария.
Музыкально-эстетическое и художественно-эстетическое направления в этом возрасте позволяют раскрыть в ребенке целый мир особых чувств и ярких переживаний, решить ряд проблем с окружающим миром. Искусство помогает формировать ценностные ориентации у ребенка, формировать его нравственную личность, прикоснуться к наследию предков, к их великому человеческому опыту, к их нравственным ценностям.
Художественно - практическая деятельность (лепка, рисование, конструирование с элементами рисования или лепки, рисование по песку) позволяет проявлять детям свои эмоциональные состояния, помогает созданию основы ценностных переживаний через образы. На музыкальных занятиях дети могут получать эмоциональное насыщение средствами музыкального искусства, через музыкальную деятельность ребенка. Его охватывает ощущение восхищения и душевного переживания, расширяются знания об окружающем мире, и формируется эстетический вкус.
Период дошкольного детства – очень важный и в ценностном плане, очень нужный период для любого ребенка, так как именно в этом периоде у ребенка формируется основа духовного становления.
И от этой мысли меня переполняет особая ответственность за плоды своей профессиональной деятельности. Так как именно от моих действий, слов, поступков, которые слышат и видят мои воспитанники, зависит их особое радостное, полное открытий и радостей познания, полноценное проживание детства.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., 1995.
Детство как социокультурный феномен : [материалы «круглого стола» в Федерал. ин-т развития образования, выступл. А. Г. Ас-молова] // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 98.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека//Детский сад: теория и практика. № 1 .2011.
3. Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2006.
4. Орлов О.Б. «Если… не будете как дети…» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия // Мир образования, 1996. № 4
5. Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.
6. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.М., 1981.Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1989.
Эссе.docx
Эссе Калмыковой Светланы Николаевны на тему: «Уникальность и
самоценность детства, как важный этап в общем развитии человека»
C введением в систему дошкольного образования Федерального
государственного образовательного стандарта, актуальной стала фраза
«самоценность детства». Потому что основной принцип, заложенный в
Стандарте дошкольного образования, является как раз сохранение
уникальности и самоценности детства,
как многозначащего и
самостоятельного этапа в общем развитии личности. Именно уникальность
дошкольного детства является тем определенным и важным этапом развития
ребенка, который ценен сам по себе, не тем, что это является подготовкой
ребенка к следующему этапу его жизни – к школьному обучению, а тем, что
ребенок проживает важное время для своего становления и развития как
полноценная гармоничноразвитая личность.
Еще десять, двадцать лет назад, это понятие не встречалось ни в
методической, ни в нормативной документации. Однако, этому понятию 190
лет. Первый, кто сформулировал это понятие – самоценность детства, был
Фридрих Фребель. Он в своем труде «Воспитание человека, вышедшем в 1826
г., попытался описать человеческую жизнь с первых моментов до юношества,
исследуя преемственность и тесную взаимосвязь разных возрастных этапов
развития человека, и особенно отмечал самоценность каждого прошедшего
этапа. Этап дошкольного же детства Фридрих Фребель понимал как прожитые
годы ребенка в игре.
И, сказав о том, то впервые этот термин был сформулирован Ф.
Фребелем, нельзя не указать на то, что идея самоценности дошкольного
детства прослеживалась и в работах других великих педагогов. Серьезно
осмыслял идею самоценности детства и Ж.Ж.Руссо, он писал, что природа
хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми, т.к. если
не дать им этого сделать, то вырастут личности, которые он сравнивал со
скороспелыми плодами, в которых нет ни вкуса, ни зрелости [6].
Далее теория самоценности детства прослеживается у последователей
«свободного воспитания» (К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой, М. Монтессори и др.).
Мария Монтесори важным считала свободу выбора ребенка, организацию
необходимой среды, в которой ребенок сможет реализовать свои потребности
и в создании таких условий, которые станут наиболее благоприятными для
его развития. Родь же педагога должна сводиться к руководству
самостоятельной деятельностью детей и стимулировании их к саморазвитию
[3]. Затем эта идея получила свое развитие в более позднее время. Например,
Д.Б.Эльконин считает детство тем условием, с помощью которого человек
может преобрести человеческие способы удовлетворения своих
потребностей, своей культуры [2].
Я.Корчак так же считал, что самоценность детства ребенка – это
подлинный, а не предварительный этап будущей «настоящей» жизни. Просто у
детей другой масштаб понятий, не такой, как у взрослых, т.к. у них другой
запас опыта [5].
Таким образом, становится понятно понятие детства, что это не какойто
подготовительный этап в жизни человека к какойто «взрослой» жизни, а
самостоятельный, самоценный, очень важный и необходимый период
жизненного пространства человека, причем такой, который ничем нельзя
заменить или заполнить тем, чем захочется.
Период дошкольного детства – это период, когда ребенок очень активно
осваивает социальное пространство, когда он познает мир чувственно. В этот
период он способен открыть для себя мир сложных человеческих отношений
через общение со своими близкими, с другими взрослыми, со сверстниками. У
него закладываются основы для общего дальнейшего развития. Так как в этот
период ребенок у ребенка формируются нравственные навыки и привычки, он
приобретает знания об окружающем его мире, у него формируются
общечеловеческие ценности, необходимые для полноценной жизни в этом
обществе. У ребенка изменяется внутренний мир и становится базой для
познания мира. Поэтому так важно, чтобы в периоде жизни, когда
чувственный опыт ребенка преобладает, его мир был ярким, красочным,
позитивным, тогда эстетические ценности гармонично впишутся в систему
познания мира ребенка. Поэтому очень важно на этом этапе влиять на чувства
ребенка средствами отечественной культуры (сказки, живопись, музыка). Все
это в этом периоде играет огромную роль.
Также на этапе дошкольного детства важно, чтобы эмоциональное и
интеллектуальное развитие гармонично развивалось, без приоритета одного
над другим. Чтобы ребенок смог воспринять мир целостно, нужно развивать
оба его полушария.
Музыкальноэстетическое и художественноэстетическое направления в
этом возрасте позволяют раскрыть в ребенке целый мир особых чувств и
ярких переживаний, решить ряд проблем с окружающим миром. Искусство
помогает формировать ценностные ориентации у ребенка, формировать его
нравственную личность, прикоснуться к наследию предков, к их великому
человеческому опыту, к их нравственным ценностям.
Художественно практическая деятельность (лепка, рисование,
конструирование с элементами рисования или лепки, рисование по песку)
позволяет проявлять детям свои эмоциональные состояния, помогает созданию основы ценностных переживаний через образы. На музыкальных
занятиях дети могут получать эмоциональное насыщение средствами
музыкального искусства, через музыкальную деятельность ребенка. Его
охватывает ощущение восхищения и душевного переживания, расширяются
знания об окружающем мире, и формируется эстетический вкус.
Период дошкольного детства – очень важный и в ценностном плане,
очень нужный период для любого ребенка, так как именно в этом периоде у
ребенка формируется основа духовного становления.
И от этой мысли меня переполняет особая ответственность за плоды
своей профессиональной деятельности. Так как именно от моих действий,
слов, поступков, которые слышат и видят мои воспитанники, зависит их
особое радостное, полное открытий и радостей познания, полноценное
проживание детства.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
Детство как социокультурный феномен : [материалы «круглого стола» в
Федерал. инт развития образования, выступл. А. Г. Асмолова] //
Образовательная политика. 2010. № 56. С. 98.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как
социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека//Детский
сад: теория и практика. № 1 .2011.
3. Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2006.
4. Орлов О.Б. «Если… не будете как дети…» Гуманистическая
психология детства и образовательная перспектива для третьего
тысячелетия // Мир образования, 1996. № 4
5. Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.
6. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Руссо Ж.Ж. Пед. соч.М.,
1981.Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1989.
Эссе «Уникальность и самоценность детства, как важный этап в общем развитии человека»
Эссе «Уникальность и самоценность детства, как важный этап в общем развитии человека»
Эссе «Уникальность и самоценность детства, как важный этап в общем развитии человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.