Учитель... Кто он? Лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета, человек, обладающий знаниями в определённой школьной дисциплине и передающий их детям, специалист, обучающий школьников. Всего лишь? Нет! Как показывает мой педагогический опыт, определения из словаря недостаточно для объяснения значения этого слова, многогранного и всеобъемлющего. Как мне кажется, Учитель – это своеобразный миссионер, несущий радость познания, помогающий раскрыть способности и найти путь к истине.Текстовый документ, совместим с MS Office 2003
Афельд_эссе.doc
1
Эссе «Я – учитель»
Афельд Вячеслав Эдуардович,
Тарский район
Учитель... Кто он? Лицо, занимающееся преподаванием какоголибо
предмета, человек, обладающий знаниями в определённой школьной
дисциплине и передающий их детям, специалист, обучающий школьников.
Всего лишь? Нет! Как показывает мой педагогический опыт, определения
из словаря недостаточно для объяснения значения этого слова,
многогранного и всеобъемлющего. Как мне кажется, Учитель – это
своеобразный миссионер, несущий радость познания, помогающий раскрыть
способности и найти путь к истине.
Вот уже десять лет значится в моей трудовой книжке именно эта
запись: «Учитель». В то время, когда она появилась, я даже и не
задумывался о том, насколько это будет важно для меня. Я не задумывался
о том, к чему в моей жизни может привести начатый путь у обычной
школьной доски, не представлял, что могут быть огорчения и
разочарования, тем более не мечтал о победах и успехе. Всё было позже...
В ранней юности я никогда не видел себя в этой профессии. В
школьных учителях всегда вызывало у меня глубокое уважение то, что они
изо дня в день, несмотря на личные проблемы, недомогания и не очень
высокую зарплату, приходят на урок с улыбкой, с добротой и дарят нам,
ученикам, счастье общения, открытия нового, возможность самовыражения.
Я считал, что учителями становятся лишь особенные люди, наделённые
вселенским терпением. Именно о них писал Ян Амос Коменский: «Им
вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под
Афельд Вячеслав Эдуардович 2
этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через
примеры, наставления и применение на деле».
Я никогда не видел в себе этих особых качеств, поэтому и не
планировал связывать своё будущее с педагогикой и школой. Моё
поступление на математический факультет Тарского филиала Омского
педагогического университета стало полной неожиданностью не только для
меня, но и всех близких и знакомых. Лишь мама поддержала меня и
одобрила мой шаг в жизни. Мудрость родного человека не обманула.
Годы учёбы в университете, проведённые в совместной работе и
с преподавателями и сокурсниками, студенческие вечера,
общении
коллоквиумы и научные конференции я вспоминаю как один из лучших
периодов моей жизни. Буцик Василий Александрович, Далингер Виктор
Алексеевич, Каюмов Олег Рашидович на лекции и семинары приходили не
просто представить учебный материал, а старались разглядеть в каждом
студенте лучшее, прививали любовь к науке, учили ценить своё и чужое
мнение, формировали ценностное отношение к профессии педагога.
Благодаря их усилиям, мои одногруппники, а сейчас уже коллеги, трудятся
в образовательных школах нашего региона, а также в Нижнем Новгороде и
в Москве.
Помню, как на защите выпускной дипломной работы при подведении
итогов В. А. Далингер, председатель государственной экзаменационной
комиссии, предложил поставить мне «отлично» даже не за качество
выполнения, а за тот путь, который я проделал от абитуриента до
дипломированного специалиста. Не сразу до меня дошёл весь смысл
сказанного. Ведь, действительно, за годы учёбы я постепенно стал
понимать, что значит быть педагогом, осознавать тот груз ответственности,
который лежит на каждом учителе за качество обучения, за воспитание и
развитие своих учеников.
Афельд Вячеслав Эдуардович 3
Большую роль в моём становлении как учителя сыграло то, что я
проходил педагогическую практику в Тарском детском домешколе им.
Д.М. Карбышева. Мне повезло, что моим наставником стала Баканова
Елена Николаевна, бывшая в то время классным руководителем 6 б, в
котором я вёл уроки математики и информатики. И я благодарен ей по сей
день. Елена Николаевна научила меня многому: заинтересовать темой
урока, увлечь идеями внеклассных занятий, предугадывать поступки, но
главное – я видел перед собой пример бескорыстного служения детям. И
именно сюда я вернулся после окончания университета, где Е.Н. Баканова
уже была директором образовательного учреждения.
С первых дней я окунулся в интересную школьную жизнь, полную
поисков новых идей воспитания и обучения, реализации самых сложных и
удивительных замыслов. Как учитель я состоялся благодаря поддержке
всего педагогического коллектива. Сейчас я уже не мыслю жизни вне этого
школьного сообщества, ведь мои первые профессиональные успехи
достигнуты здесь: первый успешный открытый урок, первый диплом моих
учеников, завоёванный на районной научной конференции школьников,
первая их победа в дистанционной олимпиаде по информатике. Не раз я
убеждался в правоте В.О. Ключевского, утверждавшего: «Чтобы быть
хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех,
кому преподаешь. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять
свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Сейчас я безмерно рад
судьбе, а может быть случаю, что сумел осуществить все свои мечты.
В нашей школе, на мой взгляд, созданы достаточные условия для
раскрытия потенциала ученика и учителя, тем более молодого специалиста.
Любой, кто попадает в образовательную среду, становится частью
огромного проекта, позволяющего непрерывно развивать потенциал,
достигать новые рубежи и постоянно находиться в развитии.
Афельд Вячеслав Эдуардович 4
Профессиональная успешность педагогов и детей находит отражение
в поощрении и общественном признании. Будь то еженедельные
общешкольные линейки, публичные отчёты или вручение наград от
благодарственного письма до документов регионального и федерального
значения. Это позволяет повышать престижность выбранной профессии в
глазах учеников и родителей, а это важно особенно в наши дни, когда быть
учителем не так популярно, когда в школах ими являются в основном
женщины, а мужское воспитание, мужское влияние на становление
личности не менее важно.
Постепенно, работая с детьми, погружаясь в инновационную
деятельность и добиваясь первых значительных результатов, я пришёл к
убеждению, что у каждого человека (и у меня в том числе) работа, и даже
сама жизнь – это своеобразный проект, спланированный, имеющий
определённую идею и цель, мотивированный на успех. Следовательно,
необходимо и важно учить школьников организовывать свою жизнь как
некий проект, реализация которого позволит достичь уверенности и
независимости, внутренней гармонии, позволяющей ощущать свою
сопричастность к жизни школы, города и даже страны.
Если человек полон решимости, если он способен следовать
выбранной траектории, способен анализировать результаты и исправлять
ошибки, то самое сокровенное и, казалось бы, недостижимое осуществится
непременно. Именно поэтому для современного учителя актуально не
только использование новейших педагогических технологий, но и
стремление к инновационной деятельности. Необходимо создавать условия
для выбора направления интеллектуальнопоисковой деятельности и
приемлемой формы творческой работы детей.
Каждый из моих учеников на сегодняшний день умеет
самостоятельно определять пространство для интеллектуального
Афельд Вячеслав Эдуардович 5
самовыражения: от школьного до международного. С особым интересом я
наблюдаю за исследовательской деятельностью своих учащихся. Например,
составление плана, умение выразить и оценить собственную точку зрения,
работать с разными источниками информации, создавать конечные
программные продукты, защищать свою точку зрения, понимать точку
зрения другого человека. Разве не здорово, что, работая в школе над
учебными и персональными проектами, учащийся полностью готовит себя к
жизни в обществе, формирует универсальные учебные действия,
социальный опыт, которые в жизни будут развиты до компетенций.
Благодаря сотрудничеству с преподавательским коллективом
Тарского филиала ОМГПУ,
школьники получили возможность
консультироваться у высококвалифицированных специалистов, участвовать
в мероприятиях, проводимых в университете. Итогом такой работы стало
постоянное участие ребят в научнопрактических конференциях различного
уровня и их результаты, а главное — их навыки, сформированные в
процессе совместной деятельности, социальной практики.
Не только учебная деятельность сближает меня с моими учениками,
но и внеурочная. Более десяти лет в школе действует под моим началом
информационный клуб старшеклассников «Мы», занятия которого
направлены на разработку и реализацию социальнозначимых проектов.
Члены клуба совместно со студентами учебных заведений города
участвуют в благоустройстве Тихвинского парка, Памятника погибшим
партизанам в годы Гражданской войны. Каждый год проводим праздничные
программы для ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров,
ставим новогодние спектакли для учеников и жителей микрорайона №2,
организуем выездные спектакли для предприятий и учреждений города.
Участие в различных конкурсах,
успешные
выступления моих воспитанников, работа в творческом, сплочённом
конференциях,
Афельд Вячеслав Эдуардович 6
коллективе позволяют мне чувствовать себя уверенным в выбранной
побуждают к постоянному совершенствованию своего
профессии,
профессионального мастерства. Нельзя не согласиться с Л.Н. Толстым,
который писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,
мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Десять лет педагогической деятельности остались позади.
Оглядываясь, я с гордостью думаю, что состоялся в своей профессии.
Победы в конкурсах «Самый классный классный», «Молодой учитель»,
лучших учителей Российской Федерации в рамках
приоритетного
национального проекта «Образование» в 2009 и 2012 годах, успешная
общественная деятельность в качестве депутата Тарского районного
Совета, общественное признание со стороны коллег, родителей и
социальных партнёров являются подтверждением того, что я — Учитель!
Афельд Вячеслав Эдуардович
Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.