Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.
Эссе «Учить учиться»
«Уча других, мы учимся сами»
Луций Анней Сенека Младший
«Я с детства мечтала стать учителем». Такую фразу я слышу от
большинства учителей, с которыми работаю или общаюсь. «А как же иначе?»
скажите вы. Ведь принято считать, что учитель это не только профессия, но и
призвание.
Все годы учебы в школе меня привлекали точные науки, любимым
предметом оставалась физика. Она научила меня познавать неведомое,
объяснять законы и явления окружающего мира: почему сверкает молния,
выпадает роса, летают птицы. Благодаря полученным знаниям, мир стал
казаться гармоничным, простым и понятным.
Со студенческой скамьи я решила, что должна дать детям не только
теоретические знания, но и научить ребенка быть Человеком, «научить его
жить», а это значит не только познавать действительность, но и
совершенствовать, преобразовывать ее, решать любые проблемы, уметь
превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
И вот уже полтора десятка лет я переступаю порог школы, медленно
поднимаюсь по лестнице, попутно успевая поздороваться со своими учениками,
а с некоторыми и поговорить на разные темы, и не всегда об учебе. И вот дверь
кабинета, за которой так много воспоминаний! Очень хорошо помню свой
первый урок, который закончился не так как хотелось. Да это и понятно.
Молодая девушка, чуть старше сидевших за партами учеников. Какая уж тут
физика! Каждый из них старался привлечь мое внимание. Конечно,
полноценного урока не получилось, но я нисколько не жалею. Я теперь точно
знаю, свое призвание можно найти и через тяжелый труд, и этот труд далеко не
физический, это, прежде всего, нелегкая работа над собой.Сегодня, имея уже опыт педагогической деятельности, я часто задаюсь
вопросом, что же всетаки держит меня в школе.
Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и
делиться частичкой своей души. Учить мыслить, постигать тайны жизни,
слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное –
чувствовать, сочувствовать и сопереживать.
Человек так уж устроен, что ему всегда надо двигаться вперед, и это не
только банальное преодоление расстояний, но и движение мысли и ума. А где,
как не в школе вечное движение, хотя порой и похожее на хаос. Но это только
первое, обманчивое впечатление. Школа – это хорошо отлаженный механизм,
где вся жизнь подчинена определенным законам. И один из них – это закон
«делай как я».
Что сегодня главное для меня в моей работе? Ктото из моих
многочисленных коллег учит навыкам чтения и письма, ктото погружает
учеников в мир математики или биологии, физики или истории, но каждый, без
исключения, учит быть человеком. В мире огромное количество профессий, но
профессия учителя главная. Врач лечит людей, строитель строит дома, военный
стоит на защите наших рубежей, президент руководит государством, а учитель
воспитывает и будущих врачей, и будущих строителей, и будущих военных, и
будущих президентов. Учитель – это главный человек, после родителей конечно,
в жизни ребенка на протяжении долгих 11 лет, это образец, которому
сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики. Поэтому учителю
нужно научиться не злоупотреблять своей властью и своим положением, хотя
это иногда и непросто сделать.
Безусловно, учитель должен безукоризненно знать свой предмет, уметь
доступно рассказывать о сложных явлениях и процессах, поддерживать свой
профессиональный уровень. Но очень важно рассмотреть в каждом ребенке
индивидуальность, помочь ему освоить нелегкую науку общения, жизни в
обществе. Мне кажется, не стоит стремиться стать каждому ребенку близкимдругом, но уметь вовремя поверить в каждого из них, помочь преодолеть
трудности, неприятности, разочарования очень важно.
Я верю каждый ученик талантлив, просто не всегда можно разглядеть
внутренний мир ребенка и раскрыть его. И я, как учитель, всегда ставлю перед
собой цель: пройти с детьми долгий и трудный путь в «завтра», помочь им найти
свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу.
Главное не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям
учащихся. Терпеливо, ежедневно, подбирать ключик к каждому ученику, чтобы
в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания
самостоятельно.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся
сами». Когдато у нас в классе висел стенд со странной, как мне, тогда казалось
надписью «Учись учиться». Сейчас я понимаю, что учеба это тяжелый,
каждодневный труд, которому нужно еще и научиться. И не важно, что у тебя за
плечами институт, бесчисленное количество курсов повышения квалификации,
тренингов. Ты вечный ученик! И учителями могут быть самые разные люди,
даже, как это ни странно звучит, твои ученики. Самое главное идти в ногу со
временем, .находиться в постоянном творческом поиске, никогда не
останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха
Сегодня я счастливый человек, у меня есть семья, прекрасная дочь, есть
моя работа, мои ученики. Я счастлива, что у меня есть возможность ежедневно,
вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего предмета
физики. Я счастлива, потому что могу видеть результаты своего труда, пусть не
сразу, пусть через несколько лет, но все же… Жизнь не стоит на месте.