1. Пояснительная записка.
          Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования
к   обучающимся   и   их   здоровью.     Тем   самым,   обязывая   образовательное   учреждение
создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию
ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий
в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное
учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового
образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
                    Современность   предъявляет   необходимость   формирования   у   обучающихся
мотивации   на   ведение   здорового   образа   жизни   через   организацию   культурной
здоровьесберегающей   практики   детей,   через   деятельные   формы   взаимодействия,   в
результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
          В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием:
воспитание   рассматривается   как   миссия   образования,   как   ценностноориентированный
процесс.   Оно   должно   охватывать   и   пронизывать   собой   все   виды   образовательной
деятельности:   учебную   (в   границах   разных   образовательных   дисциплин)   и   внеурочную
деятельность.   Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности
объясняется   прежде   всего   новым   взглядом   на   образовательные   результаты.   Если
предметные   результаты   достигаются   в   процессе   освоения   школьных   дисциплин,     то   в
достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров,
потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше,
так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.  
Учитывая требования, предъявляемые   к содержанию программ ФГОС, разработана
программа   внеурочной   деятельности   спортивнооздоровительной   направленности
«Эстафета   здоровья»   для   обучающихся   5      х   классов.   Предлагаемая   программа
ориентируется   на   формирование   личностных,   регулятивных,   познавательных   и
коммуникативных   учебных   действий;   формирование   таких   качеств   личности   как
любознательность,
организованность,
коммуникабельность,  
  дружелюбие,
формирование   организаторских   и   лидерских   способностей,   потребности   в   здоровом
образе   жизни.   Программа   внеурочной   деятельности   по   спортивнооздоровительному
направлению   «Эстафета   здоровья»   может   рассматриваться   как   одна   из   ступеней   к
формированию   культуры   здоровья   и   неотъемлемой   частью   всего   воспитательно
образовательного процесса в школе.
толерантность,
  артистичность,   способность   к   эмпатии,  
 
 
целеустремлённость,
 
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
спортивно – оздоровительной направленности «Эстафета здоровья».
     Основная идея программы  заключается в  мотивации обучающихся  на ведение
здорового   образа   жизни,   в   формировании   потребности   сохранения   физического   и
психического   здоровья   как   необходимого   условия   социального   благополучия   и
успешности человека.Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
  которой   положены   культурологический   и
младших   школьников,
  в   основу,
личностноориентированный подходы. 
          Цель программы: разностороннее физическое  и духовное развитие обучающихся,
формирование  их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
          Достижение цели возможно через решение следующих задач:
 обучать   двигательным   действиям,   нацеленным   на   укрепление   здоровья,   развитие
основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  координационные   ориентационно
 развивать   основные   физические   качества,
пространственные, временные, ритмические способности;
 формировать   культуру   движений,   обогащать   двигательный   опыт   физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
 обучать   навыкам   и   умениям   в   физкультурнооздоровительной   деятельности,
самостоятельной  организации  занятий  физическими  упражнениями,  самостоятельной
организации досуга;
 формировать представление о здоровом образе жизни
 обучать   элементарным   навыкам   эмоциональной   разгрузки   (релаксации)   и
самодиагностики;
 воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной
к сотрудничеству в творческой деятельности.
3. Место курса в учебном плане МБОУ «Лицей».
В   соответствии   с   федеральным   базисным   планом   и   учебным   планом   МБОУ
 «Лицей» на преподавание курса внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного
направления «Эстафета здоровья» отводится 34  часа в год при разовом занятии в неделю. 
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 
спортивно –  оздоровительной направленности «Эстафета здоровья».
Программа   по   внеурочной   деятельности   «Эстафета   здоровья»  
  способствует
формированию следующих универсальных учебных действий. 
В сфере познавательных УУД будут являться умения:
ориентироваться в понятии «здоровый образ жизни»;
 характеризовать значение занятий по оздоровлению;
ориентироваться в видах спорта;
выявлять   связь   занятий   физическими   упражнениями   и   спортом   с   досуговой   и
урочной деятельностью;
характеризовать   роль   и   значение   занятий   с   оздоровительной   направленностью   в
режиме труда и отдыха; 
планировать   и   корректировать   физическую   нагрузку   в   зависимости   от
индивидуальных   особенностей,   состояния   здоровья,   физического   развития,
физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных УУД будет формироваться:
установка на здоровый образ  жизни;
основы   своей   этнической   принадлежности   в   форме   осознания   «Я»   как
представителя народа в процессе знакомства с народными играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия   как   понимание     чувств   других   людей   и   сопереживание   им   в   процессе
знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание   основных   моральных   норм   на   занятиях   спортом   и   ориентации   на   их
выполнение;
В сфере регулятивных УУД будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и спортом;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,  родителей и
других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых
заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов
упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры во время досуга (перемена, каникулы);
самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   упражнений,
заданий и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В сфере коммуникативных УУД будут являться умения:
учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   работе   по   группам,
микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   помощь   при   проведении
диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера
в составлении комплексов упражнений индивидуально   и в сотрудничестве с
партнёром.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
спортивно –  оздоровительной направленности «Эстафета здоровья».
                Курс   внеурочной   деятельности   спортивно   –   оздоровительной   направленности
«Эстафета здоровья» для школьников рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.  Программа
предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю.   Продолжительность
занятий 3540 минут.
                Программа включает теоретическую и практическую часть:
теоретическая часть включает в себя информацию:
 о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями и спортом;
 об основах здорового образа жизни;
 об оборудовании и  спортивном инвентаре для различных видов спорта;
  об Олимпийских играх и видах спорта; о дозировке нагрузки в соответствии с частотой сердечных сокращений (ЧСС).
практическая часть включает в себя:
 обучение жизненно – важным двигательным умениям и навыкам;
   развитие   физических   качеств,   координационных,   ориентационно      пространственных,
временных и  ритмических способностей;
 обучение навыкам самодиагностики (пульсометрия);
   обучение   умению   рационального   использования   сил   организма   в   зависимости   от
индивидуальных способностей;
   обучение   умению   быстро   переключаться   с   одного   вида   деятельности   (упражнения,
задания) на другой;
 проведение эстафет с целью формирования личностных качеств и культуры поведения в
соревновательной деятельности;
 развитие психомоторики и психических качеств (мышление, быстрота реакции, внимание
и др.);
 обучение навыкам самостоятельной организации своего досуга.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения курса внеурочной
деятельности  «Эстафета  здоровья»  происходит  путем  архивирования   творческих  работ
обучающихся,   накопления   материалов   по   типу  «портфолио».   Контроль   и   оценка
результатов   освоения   программы   внеурочной   деятельности   зависит   от   тематики   и
содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, соревнования. 
Подобная   организация   учета   знаний   и   умений   для   контроля   и   оценки   результатов
освоения   программы   внеурочной   деятельности   будет   способствовать   формированию   и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать
процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет
значимым участником деятельности.
6. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 
спортивно –  оздоровительной направленности «Эстафета здоровья».
Кво
часов
17
Тема
«Мир движений»
6
8
4
здоровья,
Уроки
 
направленные
 
на
формирование   ЗОЖ   или
«Все на лед!»***
«Край, родимый край...»
Уроки контроля.
Содержание.
Проведение   эстафет*  на   развитие   физических
качеств   (координация,   выносливость,   ловкость,
равновесие,   быстрота,   сила   и   др.)   и   двигательных
умений   и   навыков.   Проведение   игр   на   развитие
психических   процессов** 
(быстрота   реакции,
мышление, воображение, восприятие сигнала и др.)
Беседы в сопровождении ИКТ об основах здорового
образа   жизни   (понятие   ЗОЖ,   правильное   питание,
личная гигиена, здоровый эмоциональный фон). 
Проведение   эстафет   в   ледовой   коробке   на
пришкольной территории.
Проведение   русских   народных   игр   и   забав.
Проведение   национальных  
  игр.
(хакасских)
Проведение игр разных национальностей.****
Проведение   викторины   и   праздников   спортивнойнаправленности.
*  очень   важно   проводить   занятия   в   форме   эстафет,   так   как   эстафета   –   игровая
деятельность, которая очень нравится школьникам любого возраста; эстафета развивает в
школьнике умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; эстафеты
делают   занятие   ярким   и   динамичным;   эстафета   способствует   воспитанию   личностных
качеств школьников.
**  особое   место   на  каждом  занятии   нужно   отводить   играм   на   развитие   психических
процессов, желательно чтобы игры повторялись через 3 – 5 занятий.
*** выбор тематики занятий зависит от погодных условий и температурноо режима.
**** народные и национальные игры лучше проводить на свежем воздухе как в теплое, так и
в холодное время года; игры выбирает педагог на свое усмотрение.
7. Учебно – методическое  и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса.
7.1. Учебно – методическое  
обеспечение образовательного процесса.
1. ФГОС. Примерные программы начального образования.  «Просвещение»,  Москва.  2011.
2.   ФГОС.     Планируемые   результаты   основного   общего     образования.     «Просвещение»,
Москва.  2011.
3. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и
упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа,
№1 – 2003.
5. Якиманская, И.С. Личностноориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.
7.2. Материально – техническое
обеспечение образовательного процесса.
К  физкультурному   оборудованию   предъявляются   педагогические,   эстетические   и
гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания
детей.   Размеры   и   масса   инвентаря   должны   соответствовать   возрастным   особенностям
младших  школьников;  его количество  определяется из  расчёта активного  участия  всех
детей   в   процессе   занятий.   Важнейшее   требование      безопасность   физкультурного
оборудования. 
8. Планируемые результаты изучения 
курса внеурочной деятельности спортивно –  оздоровительной
направленности «Эстафета здоровья».
В ходе  реализация  курса  внеурочной  деятельности  по спортивнооздоровительному
направлению «Эстафета здоровья» обучающиеся должны 
знать
 
 : 
 основные   вопросы   гигиены,   касающиеся   профилактики   вирусных   заболеваний,
передающихся воздушнокапельным путем;
 особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
 основы рационального питания;
 способы сохранения и укрепление  здоровья;
 основы развития познавательной сферы;
 влияние здоровья на успешную учебную деятельность; 
 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; 
 знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
 различать “полезные” и “вредные” продукты;
 использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
 определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; 
 заботиться о своем здоровье; 
 применять коммуникативные и презентационные навыки;
 использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
 находить выход из стрессовых ситуаций;
 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Первостепенным   результатом   реализации   программы   внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью
во всем его проявлениях.