Что такое «грамотность»?Грамотность чтения – способность•понимать письменные тексты;•рефлексировать на содержание текстов:- размышлять над содержанием,- оценивать прочитанное,- излагать свои мысли о прочитанном;•использовать содержание текстов для достижения собственных целей (личностного роста, активного участия в жизни общества и т.п.)
Естественно - научная грамотность – способность•использовать естественнонаучные знания,•выявлять проблемы,•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:•научно объяснять явления,•оценивать и планировать научные исследования,•научно интерпретировать данные и доказательства
Лучшие результаты дают стратегии:• обучение, где доминирует учитель («Учитель объясняет материал»);• обучение на основе обратной связи (обратная связь, идущая от учителя к ученику и обратно и соотносящаяся с учебными целями и стратегиями);
Лучшие результаты дают стратегии: • адаптивное обучение («Учитель планирует урок с учетом уровня подготовки и потребностей класса»);• обучение на основе исследовательской деятельности («Учитель поясняет связь знаний с различными явлениями»).
Методический инструментарий должен содержать - компетентностные задания, - экспериментальные работы исследовательского типа,- анализ первичных научных данных и др.:
•«Что будет, если…?», «Попробуй объяснить» – задания на объяснениеявлений и фактов;•«Как узнать?» – задания на применение методов познания;•«Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы наоснове данных.
Характеристика заданий:• Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);
Характеристика заданий: • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);
Характеристика заданий: • В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;
Характеристика заданий: • Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные».
Проблемы, выявленные у российских учащихся - слабо сформированы умения: •осуществлять поиск информации по ключевым словам; •анализировать процессы проведения исследований; •составлять прогнозы на основе имеющихся данных; •выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; •интерпретировать графическую информацию; •проводить оценочные расчеты и прикидки 20
Пример компетентностного задания Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий 1)всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды. 2)зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии. 3)зависит от генетической программы организма. 4)в интервале от 22 до 34°С возрастает. 5)уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.
Что нужно уметь
Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
Анализировать и пользоваться заданными графиками.
23
5. Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.
Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования?
Отопление | Нагрева | Прочее оборудова | Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность | Стоимость газа/ электро |
Газовое отопление | 22 тыс. руб. | 16412 руб. | 1,3 куб. м/ч | 4,4 руб./ |
Электр. | 18 тыс. руб. | 12000 руб. | 4,7 кВт | 4,2 руб./ |
25
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность обучающихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса:
формулировать свои собственные гипотезы и вопросы,
консультировать друг друга,
ставить цели для себя,
отслеживать полученные результаты.
Задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
Задания можно использовать по усмотрению учителя:
Можно собрать задания одного типа и провести урок
Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;
Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.