"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы Цели урока : Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического (экосистемного) уровня, знания о надорганизменных уровнях организации материи; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры; -расширить и углубить - показать ярусное строение биоценозов. Охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни; - сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов. Оборудование : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», комнатные растения разных природных зон.Конспект урока
Иконка файла материала Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.docx
Дата: Урок №53 Тема урока: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы Цели урока : Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на     примере биогеоценотического (экосистемного) уровня, знания о надорганизменных уровнях  организации материи; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов  структуры;  ­расширить и углубить  ­ показать ярусное строение биоценозов. Охарактеризовать структурные элементы, основные  процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни; ­ сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов. Оборудование : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга»,  комнатные растения разных  природных зон. Ход урока I. Организационный момент : II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме : 1.Что изучает экология? 2.Задачи экологии? 3. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов,  микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг  на друга.) 3. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?  (Лес, степь, пустыня, река.) 4. Укажите  на взаимосвязь  между живыми организмами и климатическими условиями.  (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к  климату). III. Изучение нового материала : 1. Формирование сообществ живых организмов. (Рассказ учителя; совместная работа по составлению таблицы с использованием текста учебника.) Факторы, формирующие растительный и животный мир Земли Название фактора Характеристика Геологическая история материков Различие климатических условий Изоляция  Биогеоценоз, его структура: продуценты, консументы, редуценты. (Рассказ учителя, запись схемы  биогеоценоза на доске, обсуждение с учащимися связей между его компонентами, обозначение  связей стрелками.) Схема структуры биогеоценоза Понятие о биогеоценозе как  структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого  вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).  Работа с термином «биогеоценоз»­ это открытая живая система,  эволюционно сложившаяся из  разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места  обитания.  Работа со  словарем основных понятий  термин «биогеоценоз». Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз. Биотоп ­ определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания  (климат, почва).Биоценоз­совокупность популяций разных видов.  Биоценоз нашего леса  ­ какие  основные растения характерны для нашего леса? ­Как приспособленности возникли у растений  к совместной жизни?  ( Ярустность, отношение к свету).  – Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в  биогеоценозах. Выделить местные биогеоценозы. ( Сосновый лес, Речные долины, Закустаренные предгорья,   Склоны гор, Травянистые степи и др) Чем они отличаются друг от друга? Причины разнообразия органического мира в каждом из них? Рассмотрим один из местных биогеоценозов более подробно: ­Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…). ­Какие отношения возникают между обитателями леса? ­В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).  Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза. ­ Из чего складывается  живое население биоценоза? ­К чему приводит  взаимоотношение между организмами ?  ( устойчивость, целостность, единство и круговорот веществ).  Биогеоценозы – сходства и различия. ­ Определить основные виды организмов биоценоза речной долины и сравнить с основными видами  организмов биоценоза леса.  ­ Определить особенности биотопа речной долины и выявить их  различия от  биотопа леса. В чем разница между биогеоценозами?  Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики  приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз: ­круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы,  ее организацию, ­продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов, ­распределение множества популяций в пространстве и во времени, ­ сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов, ­ регулирование численности видов и связанное с этим поддержание  динамической устойчивости  биосистемы как целостности, ­ устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых,  пространственных, средообразующих  взаимоотношениях видов и энергетике. Значение биогеоценотического уровня. Многообразие  биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию  биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего  многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания  живых организмов. ( Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии  биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)  IV.Закрепление : 1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз? 2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз? 3. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне? 4. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде? 5. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами. 6. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем. 7. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?V. Задание на дом :Изучение материала учебника