"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"
Оценка 4.7

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
11 кл
30.03.2018
"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"
Тема урока: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы Цели урока : Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического (экосистемного) уровня, знания о надорганизменных уровнях организации материи; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры; -расширить и углубить - показать ярусное строение биоценозов. Охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни; - сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов. Оборудование : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», комнатные растения разных природных зон.Конспект урока
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.docx
Дата: Урок №53 Тема урока: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы Цели урока : Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на     примере биогеоценотического (экосистемного) уровня, знания о надорганизменных уровнях  организации материи; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов  структуры;  ­расширить и углубить  ­ показать ярусное строение биоценозов. Охарактеризовать структурные элементы, основные  процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни; ­ сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов. Оборудование : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга»,  комнатные растения разных  природных зон. Ход урока I. Организационный момент : II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме : 1.Что изучает экология? 2.Задачи экологии? 3. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов,  микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг  на друга.) 3. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?  (Лес, степь, пустыня, река.) 4. Укажите  на взаимосвязь  между живыми организмами и климатическими условиями.  (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к  климату). III. Изучение нового материала : 1. Формирование сообществ живых организмов. (Рассказ учителя; совместная работа по составлению таблицы с использованием текста учебника.) Факторы, формирующие растительный и животный мир Земли Название фактора Характеристика Геологическая история материков Различие климатических условий Изоляция  Биогеоценоз, его структура: продуценты, консументы, редуценты. (Рассказ учителя, запись схемы  биогеоценоза на доске, обсуждение с учащимися связей между его компонентами, обозначение  связей стрелками.) Схема структуры биогеоценоза Понятие о биогеоценозе как  структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого  вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).  Работа с термином «биогеоценоз»­ это открытая живая система,  эволюционно сложившаяся из  разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места  обитания.  Работа со  словарем основных понятий  термин «биогеоценоз». Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз. Биотоп ­ определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания  (климат, почва). Биоценоз­совокупность популяций разных видов.  Биоценоз нашего леса  ­ какие  основные растения характерны для нашего леса? ­Как приспособленности возникли у растений  к совместной жизни?  ( Ярустность, отношение к свету).  – Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в  биогеоценозах. Выделить местные биогеоценозы. ( Сосновый лес, Речные долины, Закустаренные предгорья,   Склоны гор, Травянистые степи и др) Чем они отличаются друг от друга? Причины разнообразия органического мира в каждом из них? Рассмотрим один из местных биогеоценозов более подробно: ­Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…). ­Какие отношения возникают между обитателями леса? ­В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).  Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза. ­ Из чего складывается  живое население биоценоза? ­К чему приводит  взаимоотношение между организмами ?  ( устойчивость, целостность, единство и круговорот веществ).  Биогеоценозы – сходства и различия. ­ Определить основные виды организмов биоценоза речной долины и сравнить с основными видами  организмов биоценоза леса.  ­ Определить особенности биотопа речной долины и выявить их  различия от  биотопа леса. В чем разница между биогеоценозами?  Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики  приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз: ­круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы,  ее организацию, ­продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов, ­распределение множества популяций в пространстве и во времени, ­ сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов, ­ регулирование численности видов и связанное с этим поддержание  динамической устойчивости  биосистемы как целостности, ­ устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых,  пространственных, средообразующих  взаимоотношениях видов и энергетике. Значение биогеоценотического уровня. Многообразие  биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию  биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего  многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания  живых организмов. ( Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии  биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)  IV.Закрепление : 1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз? 2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз? 3. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне? 4. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде? 5. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами. 6. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем. 7. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе? V. Задание на дом :Изучение материала учебника

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

"Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018