Романова Любовь Мефодьевна, учитель технологии и изобразительного искусства МБОУ «СОШ №18» г. Чебоксары, Чувашия
Тема: Эстетическое воспитание на уроках технологии и изобразительного искусства
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует и трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Сегодня проблема эстетического воспитания, развитие личности, формирование ее эстетической культуры- одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Это процесс целенаправленного воздействия на ребенка. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее - задача эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способностей к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Разнообразные творческие занятия учащихся способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. На своих уроках, я обращаю внимание на эстетическое воспитание школьников посредством эстетизации среды школы. На уроках изобразительного искусства и технологии мы с ребятами выполняем различное тематическое панно, которыми оформляем кабинеты, коридоры, фойе и рекреации школы. В процессе выполнения такой работы дети приобщаются к прекрасному и с трепетом относятся к вещам, сделанными своими руками. Не секрет, что первое время были случаи, когда ребята портили работы, но со временем сами же их реставрировали, дорабатывали, добавляли что-то новое.
Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающейся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь сознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е критерии, которые позднее определяют вкусы и потребности человека.
После каждого раздела по изобразительному искусству мы проводим выставку в кабинете ИЗО, где обучающиеся становятся и зрителем и экскурсоводами. Посещая различные выставки, проходящие в городе, дети имеют возможность соприкоснуться с прекрасным и познакомиться с искусством гораздо полнее.
Сегодня очень важно, чтобы школьники, выходя из стен школы, могли создавать своими руками различные интересные творческие работы, так как после окончания школы это им помогло бы и в выборе профессии, да и даже в заработке. Поэтому ребята знакомятся с новыми материалами в искусстве, с новыми технологиями. Пробуют себя в разных видах декоративно прикладного искусства. Это вышивка атласными лентами, изделия из кожи, глины, пластика, валяние из шерсти сухим способом и мокрым, бумажная пластика (открытки ручной работы), роспись по ткани. Сегодня мне бы хотелось остановиться на вышивке. Именно вышивка атласными лентами вызывает большой интерес и восторг у детей. Она относится к объемной вышивке, в которой для создания объема применяют различные ленты из шелка. Объемной вышивкой можно украсть практически любую вещь в домашнем интерьере - диванную подушку, занавески, подхваты, покрывала, скатерти и многое другое. Овладев искусством вышивки лентами, можно создать множество замечательных вещей - открытки, обложки для фотоальбомов, которые станут замечательными и очень оригинальными подарками к любимому празднику. Одежду и прически украшали лентами практически с самых первых дней цивилизации. В те времена лента представляла собой незамысловатый кусочек ткани. Во время расцвета античной цивилизации ленты стали украшать вышивкой, бусинами, золотыми и серебряными монетами. В середине века шелковыми, бархатными, парчовыми лентами и шнурами украшали одежду, подвязывали балдахины над кроватями и спинками стульев, портьеры из тяжелых тканей. Историю же шелковых лент можно начинать с истории возникновения шелка, которая началась в Китае. Сама же история шелковых ленточек началась в XV веке во Франции. В это время шелковые нити стали применять в Европе. В 1446 году Людвиг 11 привез в Лион станки для изготовления шелковых ленточек и итальянских ткачей для того, чтобы они обучали французских мастеров. Но из этого ничего не получилось. Во времена Людвига 14 лентами, украшенными драгоценными камнями и жемчугами, стали отделывать все предметы туалета- от белья до обуви. Соответственно возрастал спрос на шелковые ленты, и постепенно в Лионе и ближайших городах развивалась текстильная промышленность. Людвиг XV любил вышивать ленточками и дарил свои изделия придворным. Предпочитал одеваться очень ярко, броско и выступал законодателем моды. Платья стали пышными, яркими, а белье- произведением искусства: на нем вышивали целые букеты цветов, украшая его жемчугом, граненым хрусталем и драгоценными камнями. Из Франции вышивка попала в Англию, а оттуда распространилась по всей Европе, а затем и в Америке. Во второй половине XIX века этот вид рукоделия был самым популярным: рукодельницы украшали не только одежду, но и шляпы, тканевые абажуры, шелковые покрывала, одеяла, подушки, салфетки и множество других мелочей для дома. Причем использовали именно вышивку лентами, а не просто пришивание ленточек поверх ткани. Рисунок вышивки получался очень объемным. Во второй половине ХХ века этот вид рукоделия перестал быть популярным, но в последние время интерес к вышивке ленточками существенно возрос. Технология вышивки осталась точно такой же, как и в прошлые века. Современные мастера работают точно такими же иглами, тканями, что и мастера ушедших веков. Но сегодня у современных рукодельниц более богатый выбор палитры цветовой гаммы ленточек. Вот и у меня возникло большое желание познакомить учащихся красивой, объемной вышивкой, так как, получаешь большое эстетическое наслаждение от этой работы. Главное, чтобы дети с интересом выполняли свои работы, а моя задача познакомить их с разными видами деятельности в искусстве.
Таким образом, художественное воспитание играет большую роль в жизни школьников, в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставит перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.