Этапная игра "Средневековое общество"
Цели урока:
Тип урока: Этапная игра.
Оборудование: Исторические атласы, учебники, словари. (Парты сдвигаются таким образом, чтобы получилось две команды.)
Предварительная подготовка: предварительно класс делиться на две команды, у каждой команды – своё название. Команда через жеребьёвку определяет свой первый этап, и вид работы. Задания на каждом столе рассчитаны на выполнение за 10 минут. Чем больше команда даёт ответов на вопросы, тем больше баллов она получит. Через 10 минут участники команды переходят к следующему этапу. На каждом этапе присутствует учитель, который объясняет задания, отмечает результаты.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель: – Здравствуйте ребята. Как вы себя чувствуете? Посмотрите на наших гостей и подарите им свой улыбки. Садитесь. Ребята, мы с вами завершаем изучение очередного этапа истории, который носит название «Средние века». Уже в самом названии, как считают многие учёные, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, впрочем, и в другую историческую эпоху.
Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было не чуть не меньше, чем в другой.
И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху. Ребята будьте внимательны, если не отвечает команда который задан вопрос то может помочь другая команда и заработать баллы. Ребята давайте выберем названия команд. В игре принимают участие канада __ и команда___.
Итак, первый этап: эпоха Средневековья (блицопрос) (за каждый правильный ответ – 1 балл). Время 10 минут. Ребята, не перебивайте друг друга, отвечая, поднимайте руку, совещайтесь внутри команды. За не исполнением данных требований жюри снимает баллы.
Этап первый: «Тест для первой команды».
Тест для второй команды
Оглашение результатов членами жюри.
Этап второй:»…Эти люди делают историю»,
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Оглашение результатов членами жюри.
Этап третий. Историческая Задача: «Кто умеет притворяться…»
За правильный ответ – 4 балла.
Французский король Людовик II был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.
Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».
Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?» Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше? («Государь, – ответил заподозривший астролог, – звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали мне, что я умру за три дня до смерти Вашего Величества «. После этих слов астролог был окружён особой заботой, для него созданы королевские условия жизни.
Оглашение результатов членами жюри.
Этап четвёртый: «Тот останется не у дел, кто останется на свой удел».
«Крылатое выражение».
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение» и объяснить его. За каждый правильный ответ – 2 балла.
2. Исторические задачи.
Необходимо как можно правильнее ответить, приближаясь к образцовому ответу. За каждый правильный ответ – 4 балла.
Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14 – 15 вв., родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.
Длинные носы мешали ходить, иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
Вопрос: предположите для чего в данном случае использовали зеркало.
Правильный ответ. Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.
Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготавливали фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в Средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.
Правильный ответ: Лист разрезали по середине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документов так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.
3. Работа с документом.
За правильный ответ – 2 балла.
За правильный ответ – 1 балл.
Широкий
круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся и гнуться-
Упорно всадники дерутся!
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчаться те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные –
В руках у них мечи стальные.
И пыл в сердцах всё столь же яркий;
По шлемам сыплются удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…
В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года.
– Какое решение должен был принять суд в отношение беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?
Правильный ответ: Крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. Так как Жильберт доказал, что он прожил в городе больше года, то суд не может лишить его права свободного гражданина. Если остальные крестьяне не смогут убедить суд, что они прожили в городе больше года, то им вернут статус зависимых крестьян.
За правильный ответ – 6 баллов.
«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран. Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из – под колёс грязь запачкала одежду Рудольфа, и тогда этот полный гордыни рыцарь вне себя от гнева выхватил меч и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 века об одном из немецких рыцарей.).
Вопрос. Нарушило ли поведение рыцаря кодекс рыцарской чести? Что для простого крестьянина означала потеря руки?
Правильный ответ. Нет. Невозможность ведения хозяйства, платить оброк и отрабатывать барщину.
Заключительное слово учителя.
Учитель: Итак, сегодня вы продемонстрировали свой знания об удивительной эпохе Средних веков. Как Вы уже знаете, об этой эпохе написано десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что всё уже выяснено и все вопросы решены, ведь история всегда тесно связана с современностью, и поэтому каждое поколение историков задаёт прошлому новые вопросы и получает на них ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры, а значит оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с Вами ещё не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучений истории Отечества.
На следующим уроке мы с вами ребята начнём изучать историю Государства и народов России. Ваше домашнее задание будет таким, нужно ознакомиться с оглавлением учебника и списком литературы для дополнительного чтения. с.221– 223. Толя и Маша на следующий урок подготовят нам сообщение на тему «Древние люди на территорий нашей страны».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.