Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми
Оценка 4.8

Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
дефектология
Детсад—1 кл
11.11.2020
Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми
Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми. Это предполагает поэтапное развитие сохранного потенциала безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки
Этапы коррекц работы с безречевыми детьми.doc

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

 

Аннотация

Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от­дельные нечетко произносимые обиходные сло­ва не может служить для полноценного обще­ния. Та «речь», которая есть у ребенка, не высту­пает «регулятором поведения», т. к. выработка ус­ловных связей на слова значительно затруднена.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ран­ним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же яв­ляется общим для всех детей? Отсутствие моти­вации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навре­дить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает мате­риал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи, а не просто повто­рять заученный материал.

Даже опытные логопеды, обследуя безрече­вого ребенка, не всегда могут с точностью наз­вать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления

Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамичес­кое наблюдение за безречевыми детьми в игро­вой и бытовой деятельности. Уточняется состоя­ние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с пре­имущественным нарушением восприятия. Выяв­ляется степень владения практическими навыка­ми самообслуживание бытовые действия, пред­метно-практическая деятельность Многое зави­сит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдален­ных целях коррекции. На наш взгляд, с родите­лями должна проводиться предварительная ра­бота по разъяснению значимости развития лич­ностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических сообра­жений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной зада­чей является создание необходимого эмоцио­нального фона, формирование навыков общения.

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по­мощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на вне семейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на спе­циально организованных занятиях, но и в ре­жимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным бага­жом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение

В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безрече­вым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохран­ный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социально­го опосредования.

Существуют определённые условия кото­рые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы:

•    единая  принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,

•    представление  планируемых  результатов коррекционного воздействия.

•    наблюдение за текущим состоянием, уточне­ние речевого диагноза и ориентирование на тен­денцию ближайшего развития каждого ребенка

 

В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важ­ным является «закладка фундамента» предпо­сылок общения.

На начальном этапе для всех детей использу­ется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышле­ния. Они являются базой для формирования об­щения Разнообразные приемы воздействия спо­собствуют исключению подражательных инерт­ных стереотипов и стимулируют развитие спо­собности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

 

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

·       Развитие слухового восприятия

·       Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

·       Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

·       Развитие   зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

·       Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

·       Развитие функции голоса и дыхания.

·       Развитие чувства ритма.

·       Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

 

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе­ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

 

1-е Направление: Развитие слухового восприятия.

 

Задачи: расширение рамок слухового восприя­тия развитие сенсорных функций, направленнос­ти слухового внимания, памяти.

 

 

2-е Направление:Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

 

Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрос­лого) - побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Пример.

Ребёнку показывается:

§  как при­чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло­сам);

§  как едят суп (рукой действуют в направле­нии от стола ко рту);

§  как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

§  как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во­ображаемыми предметами.

 

Цель: воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.

Пример. Ребёнок, рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке:

§  «бабочка ле­тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;

§  «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;

§  «кошка лакает молоко» - имитиру­ющее движение языком и т.д.

 

Цель: установление контакта: развитие по­нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Пример. Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина - яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай»- пока­зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

 

3-е Направление: Развитие зрительно-моторной коорди­нации, мелкой моторики рук и артикуляци­онной моторики.

 

Задачи:

§  развитие манипулятивной деятель­ности и мелкой моторики рук;

§  развитие глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений;

§  развитие чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

§  формирование представлений о схемах лица и тела;

§  развитие подвижности речевой мускулатуры - произволь­ности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мими­кой и мышечными ощущениями;

§  восприятие ар­тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

 

Приёмы:

•    прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

•    прослеживание прямых- ломаных- изви­листых линий;

•    массажные расслабляющие (активизирую­щие) движения; размазывание крема на различ­ных поверхностях;

•    проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех  щётки с различным ворсом);

•    узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

•    двигательные упражнения с погремушкой-мячом-платочкам-флажком;

•    «рисование» в воздухе рукой;

•    различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

•    активизация пассивных и активных дви­жений пальцев рук;

•    упражнения с пластилином;

•    использование кукол би-ба-бо;

•    артикуляционная и мимическая гимнастика;

•    задания   на  имитацию  положения  рта, представленного на картинках;

•   упражнения на преодоление сопротивления;

•    автоматизация отдельных артикулем;

•    выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики.

 

Цель: развивать моторику рук с использова­нием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко­робку с низкими бортиками, в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Лого­пед - читая стихотворный текст побуждает ребёнка к одновременному выполнению дви­жений в «бассейне» (предварительно движе­ния показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены)

Вот так - вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так - вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх вниз над бассейном)

Вот так - вот так!

Фрагмент 2. Упражнение выполняется каж­дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана­логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об­разом растяжку и мышечное напряжение и по­буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

 

Цель: выработка контроля за положением рта,  развитие мимических мышц.

Пример. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: зак­рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру­бочкой.

 

4-е Направление: Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

 

Задачи:

ü формирование поисковой деятель­ности;

ü расширение поля зрения: выработка ус­тойчивости, переключаемости, увеличения объ­ёма зрительного внимания и памяти;

ü развитие стереогноза - умения ориентироваться на плос­кости и в трёхмерном пространстве;

ü анализ зри­тельного образа.

 

Приёмы:

•    нахождение   игрушек   в   пространстве комнаты;

•    перемещение их в заданном пространстве;

•    поиск предметов;

•    соотнесение игрушки с её изображением на картинке;

•  определение сторон тела у людей, изобра­жённых на картинке, сторон собственного тела;

•    выработка навыков ориентировки;

•    упражнения в перекрёстном ориентиро­вании;

•    выполнение действий с предметами и иг­рушками по инструкции;

•    определение недостающих частей у пред­метов по картинкам;

•    узнавание частей тела и лица на предмет­ной   картинке,   соотнесение   их   с   частями собственного тела;

•    запоминание изображений предметов;

•    фиксация   изменений   в   расположении предметов;

•    выделение из множества предметов;

•    запоминание расположения  предметов  на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

•    идентификация зрительных изображений по заданной теме;

•    определение различий в предметах и кар­тинках;

•    сравнение сходных по зрительному образу предметов;

•    конструирование по образцу, по инструкции;

•    конструирование заданных предметов со сходными  и дискретными  признаками   из от­дельных деталей;

•    выделение фигуры  из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

 

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз­витие имитирующих жестов.

Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про­сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин­ку (глаза, рот, нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветно­му и контурному изображению, функционально­му назначению, развивать внимание и память.

 

Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изоб­ражённые на цветных картинках. Последова­тельно (по одной) ему предъявляются контур­ные изображения тех же предметов. Предлага­ется соотнести цветное и контурное изображе­ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

 

5- е Направление: Развитие сенсорно-перцептивной дея­тельности.

 

Задачи:

ü формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

ü восприятия цвета и простран­ственных признаков плоских и объёмных пред­метов; дифференциация сходных цветовых то­нов и геометрических форм;

ü формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

 

Приёмы:

        выработка умения ориентации в окружа­ющем;

        работа с тактильными таблицами;

        выделе­ние цвета;

        знакомство с размером и формой (плоско­стной и объёмной);

        выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

        выработка дифференцированного воспри­ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

        соотнесение цветного и контурного изоб­ражений предметов;

        дифференциация плоскостного и объёмно­го изображений;

        конструирование целого из частей;

        классификация  по цвету,  подбор опреде­лённой цветовой гаммы;

        идентификация предметов и геометричес­ких фигур:

        работа с «Доской Сегена»,  кубиками Кооса.

 

Приведём фрагменты занятий  по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

 

Цель: учить выделять шар из ряда предме­тов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы­бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

 

Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» нахо­дятся различные предметы" шары разной вели­чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён­ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша­рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ­ных действий. После того, как вес шарики выб­раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри­вают их, находят отличия (большие и малень­кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

 

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

 

Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес­том ребенку предлагается убрать в коробку объ­ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого­пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого­педа ребёнок вынимает заданные формы.

 

Цель: развитие тактильного  гнозиса, узнава­ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

 

Фрагмент 1.

Ребенка последовательно знако­мят со свойствами тактильных таблиц:

ü мехо­вая, мягкая, пушистая;

ü шероховатая, изготов­ленная из наждачной бумаги;

ü неровная, шер­шавая;

ü шелковиста, гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако­выми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх­ности - индикатор Кузнецова, неровной - нап­лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

 

Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова­тельности, комментируя свои действия, и пред­лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

 

 

6-е Направление: Развитие функций голоса и дыхания.

 

Задачи:

        увеличение объёма дыхания, нормали­зация сто ритма;

        развитие координированной дея­тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз­витие высоты, тембра и интонации;

        стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха,

        знакомство с некоторыми харак­теристиками силы голоса,

        формирование диапазо­на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

 

Приёмы:

•    упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

•    активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания:

•   тренировка носового выдоха;

•    развитие произвольного речевого вдоха.

•    выработка произвольного контроля за объ­емом и темпом выполнения движений:

•    выработка комбинированного типа дыхания.

•   упражнения на контролирование силы воз­душной струи и ротовою выдоха:

•    различение холодной и тёплой струй вы­дыхаемого воздуха:

•    выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

 

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

 

Цель: формирование длительного целенап­равленного выдоха.

 

Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе заж­жённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

 

Цель: формирование носового вдоха.

Фрагмент 1. Для проведения игры использу­ются два одинаковых набора коробочек с различ­ными наполнителями (еловые или сосновые игол­ки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер­вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла­гается, последовательно понюхав коробочки, по­добрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос­ледовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь­зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», за­яц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме­шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву­ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред­ложенных только те картинки, чьи голоса «зву­чат» громко (тихо).

 

7-е Направление: Развитие чувства ритма.

 

Задачи:

§  формирование ритмико-интонационной стороны речи;

§  ассоциативных связей на ос­нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительно­го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи,

§  формирование ощущения предло­жения как лексической единицы, характеризую­щейся ритмико-интонационной законченностью,

§  знакомство с ритмико-интонационными характе­ристиками гласных звуков А, О. У, И;

§  развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

 

Приёмы:

•    воспроизведение ритма в движениях и играх;

•    ходьба и маршировка под музыку;

•    двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

•    ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

•    развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

•    знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;

•    развитие речевых вокализаций;

•    знакомство со схемой ритма;

•    соотнесение   ритма   со   схематическим изображением;

•    произвольное,  ритмичное  произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

•  дифференциация  ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

•    ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

 

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини­рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

 

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскиды­вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона­рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

 

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия.

 

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так­же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

 

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопиро­ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи­мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребё­нок повторяет ритмический рисунок, его произ­ношение записывается на магнитофон.

 

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослу­шать магнитофонную запись и подобрать к оз­вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.

 

8-е Направление: Развитие  импрессивной и  экспресснвной речи

 

Задачи:

§  развитие понимания ситуативной и бытовой речи,

§  формирование первичных комму­никативных навыков и лексики на   звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,

§  работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи.

 

Приемы

•    узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),

•    показ предметов по их признакам

•  показ картинок с  изображением предметов относящихся к определенным категориям

•    выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

• выполнение   вербальных  инструкций  с адекватным использованием звукоподражаний

•   побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний,  просьб, развитие  непроизвольного подражания - звукового и словесного

•    различение звукоподражаний с опорой на зрительное  восприятие, соотнесение  игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием

•    различение действий совершаемых одним объектом  соотнесение действий и слов  их обозначающих

•    выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

•    побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

•    автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»

• автоматизация отдельных штампов kommуникативной   побудительной и вопросительной речи (дай,  на, кто, иди)

•    узнавание  предмета  по    словесному описанию

•    выработка обобщенных понятий

•    смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты

•    выбор  правильного  названия  предметов среди  верных и конфликтных обозначений

 

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи.

Цель:   учить соотносить игрушку  со  звукоподражанием,  побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а»,   развивать слуховое внимание.

 

Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

 

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед)

 

Цель: закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия

Фрагмент 1   За ширмой знакомые ребенку игрушки:    кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д. 

Ребенок по произнесенному звуку  догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу.   Ребенку предлагается   ощупав игрушку,  не разворачивая ее, догадаться кто (что) там   и произнести соответствующее звукоподражание.


ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по­мощь со стороны родителей не приходится

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по­мощь со стороны родителей не приходится

Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Пример. Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина - яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

Пример. Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина - яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики

Приёмы: • нахождение игрушек в пространстве комнаты; • перемещение их в заданном пространстве; • поиск предметов; • соотнесение игрушки с её изображением на картинке; •…

Приёмы: • нахождение игрушек в пространстве комнаты; • перемещение их в заданном пространстве; • поиск предметов; • соотнесение игрушки с её изображением на картинке; •…

Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам

Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных иг ровых условиях

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных иг ровых условиях

Приёмы: • упражнения на расслабление шейной мускулатуры: • активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания: • тренировка носового выдоха; • развитие произвольного речевого вдоха

Приёмы: • упражнения на расслабление шейной мускулатуры: • активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания: • тренировка носового выдоха; • развитие произвольного речевого вдоха

А, О. У, И; § развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма

А, О. У, И; § развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020