Этапы развития
эмоциональной сферы глухого ребёнка раннего возраста
Развитие
личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях,
связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса
переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом,
ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший
слух, в первые два года жизни, оказывается в ином положении по отношению к
окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует
его от людей, затрудняет формирование самосознания и других личностных
образований. На начальных этапах психического развития самооценка ребенка
зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки
окружающих людей. С возрастом все большее значение в формировании самосознания
приобретают другие значимые для ребенка люди-педагоги, затем сверстники.
У детей с нарушениями слуха отделение себя
от окружающих людей, выделение собственных качеств и качеств другого человека,
то есть становление первого этапа в развитии самосознания, происходит в более
старшем возрасте, чем у нормально слышащих детей. Они позже начинают указывать
на себя. В связи с замедленным формированием у детей с нарушениями слуха такой
ведущей деятельности, как предметная, в более поздние сроки совершается и
переход ко второму этапу в развитии самосознания - к осознанию себя как
активного деятеля. Отставание в развитии познавательной сферы, своеобразие в
становлении эмоций приводит к задержке перехода к третьему и четвертому этапам
развития самосознания.
Развитии самосознания и самооценки у детей
с нарушениями слуха наблюдается те же стадии, что и у слышащих, но переход от
одной стадии к другой совершается на два-три года позже.
Основные направления в развитии
эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально
слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости
внешних воздействий, явлений и ситуации с точки зрения их отношения к
жизнедеятельности - с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни
начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер,
то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям.
Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям -
дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный
отклик, развитие способности регулировать эмоции и внешние проявления.
Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате
сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства и музыки.
В дошкольном возрасте начинает
формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых
выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Развитие чувств, происходит в рамках
ведущей деятельности дошкольного периода - сюжетно - ролевой игры.
Таким образом, можно выделить следующие
направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом, которые
связаны с передачей исторически сложившихся норм поведения и эталонов оценки
другого человека как личности. Во-первых, необходимо сформировать у детей с
нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах,
о нормах поведения. Во-вторых, нужно научить их видеть проявления этих качеств
в поведении других людей - детей и взрослых, формировать умения понимать
поступки окружающих людей и для этого дать обучаемым эталон оценки. В-третьих,
формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с
одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой - залогом
успешного установления межличностных отношений.