Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи.
Оценка 5

Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи.

Оценка 5
docx
25.11.2022
Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи.
Этапы развития речевого дыхания у детей.docx

Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи.

I этап   Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания 

 УПРАЖНЕНИЕ 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животиком.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

 Можно менять игрушки. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»

УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.  Диафрагма воспринимается ребенком не только зрительно, но и ощущается ладонью. Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно. Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».  

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на животик, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно». Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

II этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. (10-12 недель)

Особое внимание необходимо обратить на следующие условия: активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

УПРАЖНЕНИЕ 1. Базовое упражнение этого этапа «Собачка нюхает воздух»

Ис. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция: «Нюхаем два раза  воздух шумно, быстро, как собачки, и отдыхаем.»  Взрослый демонстрирует вдох, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.

 

III этап   Развитие фонационного (озвученного) выдоха. (восемь недель)

Внимание детей направляется   на звучание голоса в процессе выдоха.

 УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука. Ис. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).

Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (взрослый делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А). Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается. Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот). Выполнить упражнение перед большим зеркалом. Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Упражнение повторяется 3-4 раза. Упражнению обучают на протяжении недели.

IV этап   Развитие собственного речевого дыхания. Данный этап является базовым.

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании различных слогов.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

1.Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2.Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.

Ис. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА»). А теперь произносим вместе».

Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).  Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д. Ис. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (взрослый  выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А»). А теперь произносим все вместе» .В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.

 Третий комплекс упражнений  выполняется в течение одной недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов. Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д. Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как это сделаю я. (взрослый  выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А»). А теперь произносим все вместе».

Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

Детям предлагается не просто повторять фразу совместно со взрослым или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.

Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком.

Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.

Пятый комплекс упражнений.(2 недели)

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме. Используются строфы известных детям, например:  из стихотворени А. Барто. Ис. п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, и зарисовывает их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик»

Инструкция: «Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек).  Взрослый быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.) Дети  вместе со взрослым произносят фразы 2-3 раза, а затем повторяют их самостоятельно – по сигналу самостоятельно (подъем руки).                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             

                                                                      

 

 

 

 

 

V этап   Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

 На этом этапе мы  тренируем речевое дыхание в процессе произнесения  текста.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

Ис. п.: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное.»

И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)

«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 сек.)

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку:

 

ЭТО ЯБЛОКО.

 


ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

 

После того как дети вместе со взрослым четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному произнесению текста по сигналу взрослого.

 

Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному.        Весь комплекс состоит из 11упражнений:

 

1.«Ладошки»

И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2.«Поясок»

И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3.«Поклон»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

 

 

 

4.«Кошка»

И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5.«Обними плечи»

И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6.«Большой маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7.«Повороты головы»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8.«Ушки»

И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9.«Малый маятник»

И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10.«Перекаты»

И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11.«Танцевальные шаги»

И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

 

 Библиографический список

1. Аксанова, Т.Ю. Дыхательные упражнения в системе работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Аксанова. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

– 65 с.

2. Андреев, Ю.А. Твое волшебное дыхание: энциклопедия методов лечебного

дыхания / Ю.А. Андреев. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

3.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/2003 Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2004.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи

Этапы развития речевого дыхания у детей, имеющих нарушения речи

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот)

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот)

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Кошка» И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты

Кошка» И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022