Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается, вы можете обратиться за консультацией к логопеду.
Этапы усвоения детьми трудных звуков
1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть
замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам
дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и
пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С.
Иногда наблюдается смешение звуков СЗ, СЦ, СШ и др. В старшем
дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным
произношением звука.
2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет
его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка
появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно
близких звуков: «жук» «зюк», «Зубы» «субы». К концу четвертого года
жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: тьсьстстц
(типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система
заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни
у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть
или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а
к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством
малышей.
4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще
очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба»
вместо «шуба». У некоторых детей в 45 лет может наблюдаться
неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко
дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и
звуками Х и Ф. К 56 годам произносительная сторона достигает довольно
высокого уровня.
5. Звук ЖПоявляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу
верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 34 года
большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 46 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают
затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими
звуками.
6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его
В 4 года
соответствующим твердым свистящим:
большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают
трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и
свистящими звуками. В 56 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться
смешение чц, щч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
цасы вместо часы.
7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще
не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо
щенок, савель вместо щавель .
В 45 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь
появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление
неуместно. К 57 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и
смешение: щ — ч, щ — сь.
8. Звук [л]
Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети
заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й:
«бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети
заменяют его и или л'. В 56 лет улучшается произношение, но могут быть
трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р
(лаборатория).
9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения
звука р происходит через следующую систему заменителей йльлрьр (рыба
— рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является
обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может
наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года
большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и
произносят р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев
этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться
обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какието сомнения в
том, правильно ли у него все получается.