Этапы усвоения детьми трудных звуков

  • Документация
  • doc
  • 17.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается, вы можете обратиться за консультацией к логопеду.
Иконка файла материала Этапы усвоения детьми трудных звуков.doc
Этапы усвоения детьми трудных звуков 1. Звук С Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда   наблюдается   смешение   звуков   С­З,   С­Ц,   С­Ш   и   др.   В   старшем дошкольном   возрасте   нужно   продолжать   работу   над   четким   и   ясным произношением звука. 2. Звук З. Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его   мягким   вариантом:   Зёя,   (Зоя).   К   концу   третьего   года   у   ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» ­ «зюк», «Зубы» ­ «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук. 3. Звук Ц. Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть­сь­с­тс­тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей. 4.Звук Ш. Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень   неустойчив.   Многие   дети   смешивают   его   со   свистящим   С   («суба» вместо   «шуба».   У   некоторых   детей   в   4­5   лет   может   наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5­6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня. 5. Звук ЖПоявляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3­4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.  К   4­6   годам   звук   обычно   чистый,   но   иногда   дети   испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.  6. Звук [ч]  Появляется   в  2  года  3  месяца.  Но   некоторые   малыши   заменяют   его  В   4   года соответствующим   твердым   свистящим: большинство   детей   усваивают   и   правильно   произносят   звук  ч.  Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5­6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч­ц, щ­ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.   цасы  вместо  часы. 7. Звук [щ]  У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит  шипящий,  заменяя его  твердым  свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель .  В   4­5   лет   может   наблюдаться   обратная   замена,   когда   вновь появившийся   звук  щ  произносится   и   в   тех   словах,   где   его   употребление неуместно. К 5­7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.  8. Звук [л]  Мягкий   звук  л'  появляется   на   втором   году   жизни.   В   3   года   дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й: «бойно»  (больно).   К   четырем   годам   появляется   звук  л,  но   иногда   дети заменяют его  и  или  л'.  В 5­6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками  л  и  р (лаборатория).   9. Звук [р] Твердый звук  р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й­ль­л­рь­р (рыба —   рыба   —   либа   —   лыба).  Данная   система   заменителей   не   является обязательной   для   всех   детей.   У   большинства   детей   в   4   года   может наблюдаться   замена   сонорного   звука  р  на  й  или  ль.  К  концу  пятого   года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.  Некоторые   дети   не   в   силах   вызвать   вибрацию   кончика   языка   и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.Изучив   примерные   сроки   усвоения   детьми   звуков   речи,   рассмотрев этапы   формирования   трудных   звуков,   вы   можете   теперь   попытаться обследовать речь своего ребенка — если у вас возникли какие­то сомнения в том, правильно ли у него все получается.