Этимологический анализ существительных с непроверяемыми безударными гласными
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
03.02.2017
Во многих случаях прочному запоминанию непроверяемых гласных в «словарных словах» помогает этимологический анализ. Школьный этимологический анализ мы применяем для того, чтобы научить детей правильно писать слова. Поэтому он может быть не полным, а частичным, упрощенным. Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объеме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Нередко тот или другой, например, латинский корень «обрастает» французскими или английскими суффиксами, а иногда и корнями, и в наш язык приходит «разросшееся», «разбухшее» слово. В ходе элементарного этимологического анализа на уроке мы обращаем внимание лишь на то исходное слово, в котором безударные гласные находятся в сильной позиции. Например, слово «парад» пришло к нам из французского языка, в котором оно образовано при помощи суффикса –аде, от латинского глагола –паро- «готовлю» (исходное значение слова «парад» - смотр готовности к обороне). В словариках учеников эта справка упрощена и записана так: парад – (лат.) пар(о) = готовлю.
Этимологический анализ существительных с непроверяемыми безударными гласными.docx
Этимологический анализ существительных с непроверяемыми
безударными гласными
Во многих случаях прочному запоминанию непроверяемых гласных в
Школьный
«словарных словах» помогает этимологический анализ.
этимологический анализ мы применяем для того, чтобы научить детей
правильно писать слова. Поэтому он может быть не полным, а частичным,
упрощенным. Этимологический анализ на школьных уроках проводится в
таком объеме, в каком это необходимо для решения практической задачи.
Нередко тот или другой, например, латинский корень «обрастает»
французскими или английскими суффиксами, а иногда и корнями, и в наш
язык приходит «разросшееся», «разбухшее» слово. В ходе элементарного
этимологического анализа на уроке мы обращаем внимание лишь на то
исходное слово, в котором безударные гласные находятся в сильной позиции.
Например, слово «парад» пришло к нам из французского языка, в котором оно
образовано при помощи суффикса –аде, от латинского глагола –паро
«готовлю» (исходное значение слова «парад» смотр
готовности к обороне). В словариках учеников эта справка упрощена и
записана так: парад – (лат.) пар(о) = готовлю.
Известно, что учащихся привлекает все новое, необычное. Именно
неожиданность и необычность становятся раздражителями, имеющими
большое значение для возникновения познавательных интересов. Таким
качеством обладает этимологический
анализ слова. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения,
поражает школьников ясностью своего значения и правописания, другое –
удивляет необычной историей, третье – неожиданными родственными
связями, четвертое – своими образными свойствами. Это повышает
орфографическую грамотность, обогащает словарь учащихся, расширяет их
кругозор.
Начинать работу по воспитанию интереса к слову с помощью
этимологического анализа нужно с простых этимологий, как уже отмечалось
выше. Для этого из упражнений учебника, словаря предполагаемых
упражнений, изложений и контрольных диктантов необходимо отобрать
слова, в которых мотивированные названия ощущаются достаточно хорошо, и
на каждом уроке русского языка давать их небольшими порциями.
Можно группировать их по темам, по которым должно идти
расширение словаря учащихся, например: речевой этикет, школа, транспорт,
библиотека, спорт, и т.д.
Школьникам можно предложить подумать так же над правописанием
слов иностранных по происхождению, найти общее в значении русских и
иностранных слов. Опираясь на изученные знания по изучаемым иностранным
языкам, по другим школьным предметам, учащиеся сделают для себя
маленькие открытия. И только в тех немногочисленных случаях, когда этимологическая
справка сложна и не облегчает запоминания графического образа слова,
целесообразно использовать мнемонические приемы.
Этимологический анализ существительных с непроверяемыми безударными гласными
Этимологический анализ существительных с непроверяемыми безударными гласными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.