Принципы отбора непроверяемых слов
Оценка 5

Принципы отбора непроверяемых слов

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
29.01.2017
Принципы отбора непроверяемых слов
В школьных учебниках русского языка предусмотрена систематическая работа с трудными словами; в конце учебников приводятся полные списки этих слов. У учителя появился определенный ориентир в работе с трудными словами. Вместе с тем подбор этих слов нельзя назвать полностью удачным. Так в ныне действующих школьных учебниках предлагается для заучивания немало редких и неактуальных для письменной речи учащихся слов.
Принципы отбора непроверяемых слов.docx

Принципы отбора непроверяемых слов

В школьных учебниках русского языка предусмотрена систематическая работа с трудными словами; в конце учебников приводятся полные списки этих слов. У учителя появился определенный ориентир в работе с трудными словами. Вместе с тем подбор этих слов нельзя назвать полностью удачным. Так в ныне действующих школьных учебниках предлагается для заучивания немало редких и неактуальных для письменной речи учащихся слов.

Сравнивая списки существительных, предлагаемых для заучивания, обнаружили, что в словариках, предлагаемых школьными учебниками, отсутствует большое число слов, имеющих высокую частоту употребления.

Следовательно, данную работу  необходимо начинать с тщательного отбора необходимых слов. В список нужно обязательно включить лингвистические и литературоведческие термины. Принимая во внимание принцип межпредметных связей, необходимо включить слова, которые часто встречаются на страницах других учебников. При составлении списка слов для каждого класса учитываются возможности работы над данным словом в процессе изучения программного материала соответствующего класса. Составляя списки слов для любого класса, нельзя не учитывать тематику творческих работ, которые будут проводиться в течение года.

Так как школа не может обеспечить усвоение учащимися написаний всех слов, включенных в «орфографический словарь русского языка» поэтому требования к школьникам в отношении навыков правописания должны быть ограничены. При подборе слов нужно учитывать реальные возможности школы и практические потребности учащихся в их будущей деятельности. Опыт показал, что в школе может быть усвоено учащимися до трех-четырех тысяч слов. В число таких трех-четырех тысяч слов не должны включаться различные формы слов, однокоренные слова, диалектизмы, малоупотребительные и диалектные слова, специальные термины из различных областей производства, производные слова с приставками, пишущимися всегда одинаково, заимствованные слова с определенными морфемами-приставками, частями сложных слов, аббревиатуры.

Итак, из всех слов с непроверяемыми написаниями учащийся должен твердо знать около трех-четырех тысяч. Если же он встретится со словами, не входящими в этот минимум, то следует обращаться к словарям, работе с которыми должна учить школа.

Количество слов, подлежащих усвоению, определяется примерно

К этому можно добавить, что любой закрытый стабильный список слов потребуется пополнять постоянно появляющимися неологизмами, среди которых немало орфографически-трудных слов.

Итак, как бы ни был научно обоснован перечень слов для заучивания, он всегда будет лишь примерным. Учитель в своей работе, исходя из конкретных условий, должен будет постоянно корректировать его.

Критериями отбора слов для включения в минимум явились:

1)                употребительность слова в определенном стиле в языке художественной литературы;

2)                употребительность слова в речи учащихся данного школьного возраста;

3)                необходимость ввести слово в активный словарь школьников (если это касается новых для учащихся слов);

4)                устойчивость ошибок, допускаемых учениками в этих словах.

            Вместе с тем составление твердого списка трудных слов, рассчитанного на длительное пользование и предназначенного для всех школ, - задача почти нереальная в

силу разнообразия речевого окружения учащихся и конкретных условий обучения.

           Поэтому, какими бы совершенными ни были предлагаемые перечни слов, творчески работающий учитель всегда должен корректировать их с учетом конкретных условий своей работы.

Для заучивания в школе следует отбирать в первую очередь слова, актуальные для письменной речи учащихся, то есть те, которые они будут активно употреблять в своих письменных работах. Понятно, что наиболее употребительные слова русского языка обязательно войдут в такие списки и составят их основу.    

 Для того чтобы письменная речь учащихся была орфографически-грамотной, недостаточно просто отобрать необходимое количество наиболее употребительных слов и предложить их для заучивания. Нужны определенные приемы работы с этими словами, иначе их усвоение не будет достаточно прочным.

Далее мы рассмотрим применительно к материалу такие приемы работы с трудными словами, как проверка сомнительной гласной сложносокращенными словами, этимологический анализ, мнемоническую классификацию материала.                        


 

Принципы отбора непроверяемых слов

Принципы отбора непроверяемых слов

Вместе с тем составление твердого списка трудных слов, рассчитанного на длительное пользование и предназначенного для всех школ, - задача почти нереальная в силу разнообразия речевого…

Вместе с тем составление твердого списка трудных слов, рассчитанного на длительное пользование и предназначенного для всех школ, - задача почти нереальная в силу разнообразия речевого…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017