Этимология якутских народных игр
Оценка 4.8

Этимология якутских народных игр

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история
10 кл
16.05.2018
Этимология якутских народных игр
Тезисы к докладу ученика 10 класса МБОУ "Хамагаттинский саха-французский лицей" Намского улуса Республики Саха (Якутия) Макарова Петра Михайловича "Этимология якутских народных игр". Ученик занимается исследовательской деятельностью с 5 класса. Является победителем и призером многих улусных, республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференций.
Этимология якутских народных игр.docx
Этимология якутских народных игр Выполнил: Макаров Петр,  ученик 10б класса МБОУ  «Хамагаттинский саха­французский  лицей» МО «Намский улус» РС (Я) Руководитель: Парникова Ю.Ю.,  учитель якутского языка и литературы Мы   согласны   с   мнением,   что   народные   игры   ­   это   отражение   этноса   в   целом   и история его развития. Это важная составная часть истории и культуры народа. Мы народ саха по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Народные игры, по­моему,   должны   быть   актуальными   и   сегодня,   особенно   потому   что  именно   сегодня существует   достаточно   большое   количество   соблазнов   в   наш   техногенный   век.  А   как отмечают   историки   и   этнографы,   “традиционные   игры   якутов   в   этнографической литературе   рассматривались   фрагментарно”   (Якуты,   2013,   419)   и   в   данное   время специальным изучением почти никто не занимается. Таким   образом,   я   заинтересовался   народными   играми,   а   именно   этимологией, историей возникновения.  Цель моего исследования: изучить этимологию якутских  народных игр. Для достижения цели поставлены следующие конкретные задачи:  1. Изучить литературу по истории возникновения и этимологии народных игр; 2. Провести анализ и классификацию народных игр; 3. Исследовать этимологию названий народных игр по словарям;  4. Определить   историческую  и   этнографическую  обусловленность   возникновения якутских игр.  Объект исследования: якутские народные игры. Предмет: этимология якутских народных игр. Материалом   исследования  послужили  работы   Пантелеймона   Константиновича Васильева,   Михаила   Константиновича   Охлопкова   “Якутские   игры”   (“Сахалыы оонньуулар”,   1985),   Афанасия   Семеновича   Федорова   “Игры   предков”   (“Өбүгэлэр оонньуулара”, 1992), монография “Якуты” (2013), и др. Новизна работы  вытекает из того, что народные игры мало изучены. Эта работа является   попыткой   исследования   этимологии   народных   игр   народа   саха   с   помощью научных руководителей.  Практическое   значение  работы   состоит   в   том,   что  материалы   и   выводы исследования   могут   быть   полезны   людям,   интересующимся   народными   играми,   могут использоваться  на уроках якутского языка и литературы, национальной культуры. Структура   работы.  Доклад   состоит   из   введения,   двух   глав,   заключения,   списка использованной литературы. В работе рассмотрены этимология и семантика народных игр. Сперва рассмотрим, само   слово   “оонньуу”.  В   якутской   культуре   слово   «игра»   («оонньуу»)   образовано   от тюркского   слова   оiна   –   «играть».  Название   «ойуун»   в   своей   основе   восходит   к древнетюркскому ойун, в Древнетюркском словаре объясняется как «игра, состязание» (Древнетюркский словарь, 1969, 366). Словосочетание   оонньуу­көр,   оонньуу­көрүлүү,   “көр”   от  слова   “видеть”,   означает “веселье”,   “пиршество”.   Эти   парные   слова   как   отмечает     доктор   исторических   наук Екатерина   Назаровна   Романова   “акцентируют   глубинный   смысл   игры   как   ритуального действия и сопряжены с магическим актом “видения””. Таким образом, якутский язык сохранил ритуальный смысл игры как особого священнодействия.  В основном, названия игр происходят от тюркских слов. Здесь я работал по словарям Отто   Николаевича   Бетлинга,   Эдуарда   Карловича   Пекарского   и   Гавриила   Васильевича Попова.   Например,   кылыы   от   тюркского   “калык   ­   скачок”.  По   нашим   расчетам,   65% названий   игр   имеют   тюркское   происхождение,   а   значит   имеют   древнюю   историю. Остальные в словарях не указаны или имеют другое происхождение. Семантика слов говорит о том, что многие игры связаны с укладом жизни, бытом и культурой якутского народа. Так например, среди игрушек был известен деревянный конусообразный волчок ойун (шаман), который вращали веревочкой. При длительном вращении он издавал протяжный звук. Как отмечает известный этнограф Владимир Иванович Дьяченко, если сверху в его отверстие   бросали   несколько   горячих   угольков,   то   в   темноте   создавалось   впечатление вращающегося во время камлания шамана (Дьяченко, 1988, 199).  В   системе   народных   представлений   об   окружающем   мире   животные   выступали классификаторами   мифологической   картины   мира.   Представления,   связанные   с почитанием лошади как прародителя мира и человека, отразились как в игровых текстах, так   и   в   самих   игровых   действиях.   Например,   игра  “Ат   сүүрдүүтэ”,   “Халбас   хара”, “Атаралаан сүүрүү”, “Ат буолан сырсыы”, “Кулун куллурустуур” и т.д. Мир игры имеет свои игрушки. В игрушках детей сохранялась древняя зоосимволика, имеющая мифологические сюжеты и космологические темы. Игрушечных лошадок наши предки   вырезали   из   досок   различной   толщины   дерева.   Чаще   из   коры   березы   вырезали молодых кобылиц (биэ) (Якуты, 423). Символично, что фигурки лошадей были важными атрибутами родильного обряда. Одной из характерных особенностей игровой культуры является   наличие   игрушек   животных   быка   и   коровы,   как   отмечает   Павлинская, “практически   неизвестных   другим   сибирским   народам”   (Павлинская,   1988,   233).   В якутской  мифологии   имеются   два  скотоводческих   божества   –  Дьөһөгөй  Айыы   ТОйон, покровитель   и   создатель   конного   скота   и   Ынахсыт   Хотун,   женское   божество, покровительница рогатого скота. Числовой   параметр   игр   тоже   имеет   свое   сакральное   значение.   Например,   игры “Чороҥнуур”, игры­загадки, “Тарбах кистэһэр” и т.д. По итогам исследования мы можем сказать, что этимология и семантика названий игр показывает   о   древнетюркском   происхождении   игр.   Народные   игры   народа   саха   имеют символический смысл, мифологическое значение, имеют сакральный характер.

Этимология якутских народных игр

Этимология якутских народных игр

Этимология якутских народных игр

Этимология якутских народных игр

Этимология якутских народных игр

Этимология якутских народных игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018