Методическая статья "Приемы и методы работы с одаренными детьми"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
10 кл
09.11.2017
Данная статья содержит информацию об основных приемы и методах работы с одаренными детьми. Описание данных методов позволит учителю усовершенствовать свою работу с одаренными детьми и повысить эффективность как своей деятельности, так и деятельности учащегося. Основана на практическом опыте работы учителя.
Приемы и методы работы с одаренными детьми.docx
Приемы и методы работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По
выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно
школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями
определить основные задачи и направления работы с ним.
Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как
способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся
способности, высокую степень одаренности в какойлибо деятельности. Гениальность –
высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых,
уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества
насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми,
хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном
развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей,
разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных
характеристик.
Диагностические этапы одаренности
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один
из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических
этапов:
Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;
Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности
учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и
т.п.;
Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов,
увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных
способностях с помощью опросников и интервью;
Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не
проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью
опросников, самоотчетов, собеседования;
Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности
абстрактного и логического мышления, математические способности, технические
способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного
развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ЦЕЛИ:
1)освоение учащимися более широких по сравнению с обычными школьными курсами
систематизированных исторических знаний; 2)влияние на развитие личности учащихся, их человеческих качеств, волевой и
эмоциональной сферы;
3)овладение участниками олимпиад более развитыми, чем в обычном режиме изучения
дисциплин, умениями и навыками, составляющими основу социальногуманитарного
образования.
4) Углубление исторического мышления учащихся, под которым вводится понимание
способности: рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности; сопоставлять различные версии и оценки исторических событий
и личностей; определять собственное отношение к дискуссионным проблемам;
стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, выявление школьников,
проявляющих особые способности, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и
умений.
Задачи:
1)анализ уровня подготовки, широты социальногуманитарного кругозора и мышления
участников олимпиад, проведение сравнительного анализа с результатами иных способов
проверки усвоения курсов ( текущий и итоговый контроль в школе);
2)апробация новых типов заданий, которые затем могут быть широко использованы в
повседневной работе с учащимися, при проведении ЕГЭ;
3) накопление опыта по развитию исторического образования, подготовка алитических
материалов по результатам олимпиады.
УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Знать/ понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы;
принципы и способы периодизации истории;
взаимосвязь и особенности истории России и мира,
национальной и региональной.
Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в
источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
различать в исторической информации факты и мнения;
систематизировать разнообразную историческую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов
и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и
принципов;
осознания себя представителем исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России.
Рекомендуемые Интернетресурсы для подготовки участников олимпиады.
http://www. edu. ru/
http://his.1september.ru/ index.php
http:// www. shm. ru/ http:// hermitage. museum. ru/
http:// oldsval.chat. ru
http:// oldru. narod.ru/
http:// dinastya.narod.ru/
http:// rusart.nm.ru/
. encspb
http:// www
. ru /
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко
одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу
с материалом.
Учителюпредметнику в работе необходимо:
1.Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности
(гуманитарные, математические, естественно научные, музыкальные и т.д.), психические
особенности ребенка.
1.
2.
3.
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за
определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой литературы
формы контроля
задания для самопроверки
4. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
5. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать
психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное
мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Формы и методы работы с одарёнными детьми Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1.
2.
3.
4.
исследовательский;
частичнопоисковый;
проблемный;
проективный;
Формы работы:
1. классноурочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие
задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. кружки, общества
4. дискуссия;
5. игры.
Очень важны:
1. предметные олимпиады;
2. интеллектуальные марафоны;
3. различные конкурсы и викторины;
4. словесные игры и забавы;
5. проекты по различной тематике;
6. индивидуальные творческие задания;
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы
и виды творческой деятельности.
Методическая статья "Приемы и методы работы с одаренными детьми"
Методическая статья "Приемы и методы работы с одаренными детьми"
Методическая статья "Приемы и методы работы с одаренными детьми"
Методическая статья "Приемы и методы работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.