Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс
Оценка 5

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
история
10 кл
17.09.2018
Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс
Исследовательская работа по изучению жизни тыловиков Горного Алтая во время Великой Отечественной Войны, указаны основные роды занятости тыловиков, указаны имена и фамилии участников военных событий, судьбы целых семей. В основу работы легли печатные источники, фотографии, семейные истории учеников нашей школы.
НОУ И в тылу ковалась победа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» НОМИНАЦИЯ «ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ»                                     ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА                          Выполнила: Зубарева Карина Юрьевна­ ученица 10 класса с. Чоя    2017 Содержание   I. Введение                                                                   с. 3 II. И в тылу ковалась победа                                      с.6 III. Деревня мобилизуется                                          с.7 IV. Вклад моих земляков в Победу                            с.8 V. Из воспоминаний моих земляков                          с.12                                   VI. Заключение                                                             с.18     VII. Литература                                                             с.19 VIII. Приложение                                                          с.20   . 2 I.Введение  Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, все меньше остается ее живых свидетелей и творцов Великой Победы. После войны выросло уже не одно поколение, которые не знают ужасов войны. Вся правда о войне еще не сказана, не все известны имена, поэтому объективное изучение ее истории не теряет своей актуальности. Горный   Алтай,   расположенный   в   глубоком   тылу,   являлся   одним   из районов, которые должны были в кратчайший срок восполнить сокращение производства,   происшедшее   вследствие   временной   оккупации   врагом западных областей страны. Главной задачей перестройки на военный лад, была перестройка   хозяйственной   работы   в   тылу   и   обеспечение   нужд   фронта. Несмотря на то, что мужчины с предприятий, колхозов, совхозов, артелей уходили на фронт, их рабочие места занимали женщины, старики и подростки. В   2015   году   Россия   отметила   70­ю   годовщину   окончания   Второй мировой войны, одной из самых страшных трагедий в истории человечества. Незабываем   подвиг   советского   солдата,   освободившего   Европу   от   зверств фашизма. Но мы не можем и не имеем права забывать и  о подвиге простого трудового   народа, который во время   войны ставил всё   на алтарь победы. Сотни тысяч   стариков, женщин и детей по 24 часа в сутки трудились на обеспечение   нужд   фронта.   Колхозники   отправляли   весь     хлеб   солдатам, рабочие на заводах сутками напролет стояли у станков, чтобы сделать как можно больше снарядов и боеприпасов. На войне был свой враг: немецко­фашистские захватчики, а в тылу свой: голод   и   холод.Советский   тыл     был   самым   мощным,   благодаря   ему   наши солдаты   были   накормлены   и   тепло   одеты.   «   Мы   готовы   были   отдать последнее,  только   бы   враг   был   разбит»,­   так   часто   вспоминают   очевидцы, рассказывая о тех страшных годах. 3 Сельские   труженики,   земледельцы   и   животноводы,   ни   на   минуту   не забывали об этом, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые   и   разутые,   делали   все   возможное   и   невозможное,   чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага. Война   унесла   129     миллионов   человеческих   жизней   и   после   неё,   все вместе,   ценой   неимоверных   усилий,   наши   деды   и   прадеды     поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики. И сейчас,  поздравляя ветеранов войны  с Днем Победы, мы не должны забывать   и   о   тружениках   тыла,   которые   не   жалея   себя,   приближали   этот великий праздник! Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть   будущего. Горечь   и   скорбь   до   сих   пор   живут   в   сердцах   многих   наших   граждан, пытающихся выяснить судьбу своих близких, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди. Низкий   поклон   всем,   вынесшим   на   своих   плечах   тяготы   и   лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть! Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин,   кто   всей   своей   жизнью   показал,   каким   должно   быть   поколение Победителей!!! Актуальность: 9 мая ежегодно весь народ празднует День Великой Победы, и я решила, что в это событие непременно нужно внести свой личный вклад: обратить внимание школьников, односельчан на роль участников «трудового фронта» в Победе   советского   народа   в   Великой   Отечественной   войне.   Мы   получаем 4 сведения   об   этой   странице   войны   из   учебников,   фильмов,   произведений литературы,   порой   не   задумываясь   о   том,   что   герои   «трудового   фронта» живут рядом с нами. С каждым годом их становится все меньше, и меньше и поэтому,   очень   важно   знать   о   тех   событиях   из   уст   непосредственных участников. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха,   голод   в   военные   и   послевоенные   годы.   Наше   поколение   имеет возможность   прикоснуться   к   прошлой   войне   в   воспоминаниях   живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. Цель: ­   собрать   информацию   (печатные   материалы   и   устные   рассказы очевидцев) о жизни тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, распространение   которой   будет   способствовать   привлечению   интереса   к данной теме; ­   доказать   через   изучение   литературы,   через   воспоминания   живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны. Задачи: 1.Изучить   материалы,   содержащие   информацию   о   работе   тружеников тыла. 2.Представить воспоминания жителей нашего села, района о трудовых буднях во время войны. Объект исследования: Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования: Тяжёлые   условия   жизни,  ненормированный   рабочий  день,  героический труд сельских тружеников способствовали победе над врагом. Методы: изучение теории вопроса на основе литературных источников, анкетирование, интервьюирование, описание. 5 Гипотеза: Распространение   материалов   о   тружениках   тыла,   собранных   в   ходе поисковой работы будет успешным, если они будут содержать информацию о людях, проживающих в нашем селе. Практическая значимость результатов: ­ учебная (уроки истории, классные часы); ­ внеклассная работа (классные часы по изучению истории края); ­ социальная  (сохранение исторической памяти). II.  И в тылу ковалась Победа (труженики тыла Чойского района 1941­45 годы) Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети. Гитлер дал войскам приказ и погнал солдат немецких Против русских, против нас. Вставай,   народ!   –   услышав   клич   Земли,   на   фронт   солдаты­герои ушли. Отважно и смело рвались они в бой сражаться за Родину! За нас с тобой! Хотели отомстить врагу скорей за стариков, за женщин, за детей! В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения,   но   и   все   труженики   тыла.   На   плечи   людей   в   тылу   легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику,   боеприпасы,   горючее   и   многое   другое.   Все   это   создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Руководство Советского Союза при уникальном разнообразии регионов страны,   недостаточно   развитой   системе   коммуникаций   сумело   обеспечить 6 единство фронта и тыла. Девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!» не остался только лозунгом, он воплощался в жизнь. В условиях господства в стране государственной собственности властям удалось   добиться   максимального   сосредоточения   всех   материальных ресурсов, провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей, промышленного оборудования, сырья из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. 3   июля1941   года   по   радио   выступил   Сталин,   обращаясь   к   народу   с историческим воззванием: «Братья и сёстры». Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941г. «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он   ставит   своей   целью   захват   наших   земель,   разрушение   национальной культуры   и   национальной   государственности   народов   Советского   Союза, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР…   Нужно,   чтобы   советские   люди   поняли   это   и   перестали   быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага… III. Деревня мобилизуется. 22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами   встаёт   ужасная   картина   1941   года,   самого   трагического   года   в истории нашего Отечества. Тогда весь народ ­ и стар, и млад встали на защиту своей Родины. Те, кто не был призван на фронт, работали в тылу, работали за двоих, в полную силу. Для тружеников сельского хозяйства война явилась суровым   испытанием.   Труд   в   деревне   был   поистине   героическим.   Стояла задача   обеспечить   сырьем   и   продовольствием   более   чем   11   миллионную 7 армию защитников и свыше 80 миллионов человек гражданского населения. Решать   эти   задачи   в   условиях,   когда   сократились   посевные   площади   и пастбищные угодья, сократилось количество техники, уменьшилось поголовье скота, уменьшилась численность рабочей силы, было очень трудно. IV.  Вклад моих земляков в Победу. Война. Огромная страна, где сотни тысяч километров. Но, не смотря на расстоянье, нигде не встретишь уголка, Куда бы ни пришло страданье, куда бы не пришла она. Война не обошла стороной и наше село, на фронт ушли все мужчины, способные   воевать.   Оставшиеся   в  тылу   односельчане   старались   выполнять двойную   и   тройную   норму:   за   себя   и   за   ушедших   на   фронт   товарищей   и родственников.   Они   трудились   на   фермах,   в   поле,   на   заготовке   кормов, отсылали теплые вещи и подарки на фронт, вносили деньги в фонд обороны, оказывали поддержку и приют беженцам из Украины и Белоруссии. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главной для всех была победа   над   врагом.   Труженики   тыла   приближали   этот   день,   как   могли,   и дождались победы. Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила. Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла. В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын. И ты, со своею судьбою осталась один на один. Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. За все ты бралася без страха, и, как в поговорке какой, Была ты и пряхой, и ткахой, умела иглой и пилой. Особая   заслуга   в   годы   войны,   я   считаю,   принадлежит   женщинам­ труженицам тыла. Они на своих плечах, работая за себя и за мужчин не в 8 меньшей   степени,   чем   солдат   на   передовой,   выстрадали   эту   Победу.   Им нужно   было   накормить   не   только   фронт,   но   и   своих   детей.   Советские женщины совершили беспримерный трудовой подвиг во имя Родины. В тылу трудилось 15 млн. женщин. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, ониделали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Эти люди умели самоотверженно трудиться, забывая при этом о самих себе, и оставались просто достойными людьми. Они принимали на себя тяжёлую мужскую работу и понимали, что без крепкого и прочного тыла невозможно завоевать победу. Жители   Чойского   района,     как   и   весь   советский   народ,   принимали участие   в   Великой   Отечественной   войне.   Мало   осталось   участников   тех событий. Если проанализировать цифры статистического анализа, то невольно по телу пробегает холодок. Стоит только вдуматься в эти цифры: ­ мобилизовано на фронт за 1941­45 годы – 3076 человек ­ погибли и пропали без вести – 2398. Почти 80% призванных забрала война!   А   ведь   это   кормильцы   семей,   хлебопашцы,   лесорубы,   пасечники, охотники!  ­ вернулись с войны только 678 человек Тяжелое   положение   складывалось   в   сельском   хозяйстве.   Исконные житницы   страны   оказались   в   руках   противника.   Армия   мобилизовала тракторы,   лошадей.   Новые   поставки   техники   прекратились,   а   которая осталась  –  основательно   нуждалась   в   ремонте   и   запасных   частях.  Главное место на селе заняли женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое, помимо семейных обязанностей, легли на плечи женщин. Тыл   был   источником   материального   и   духовного   могущества Вооруженных Сил. Удивляют скупые цифры статистических сводок тех лет. 9 В   тридцати   трех   колхозах   Чойского   района   в   1941году   работало   4778 человек, к концу войны – осталось 3132 человека. Посевная площадь в 1939 году составляла 3890 га, к концу 1942 года – 4341   га.   Крупного   рогатого   скота   в   1939   –   6508   голов,   в   1942   –   6138. Население убавилось больше чем на треть, а посевные площади увеличились. За   годы   ВОВ   трудящиеся   Чойского   района   произвели   и   сдали государству: ­ 36 тысяч центнеров зерна; ­ 29 тысяч центнеров мяса; ­ 310 тысяч центнеров молока; ­ 480 центнеров шерсти; ­ 48 тысяч шкур КРС; ­ отправлено на фронт 2310 лошадей; ­ 920 центнеров кедрового ореха; ­ 1440 центнеров сушеных овощей и картофеля; ­ 748 центнеров меда; ­ 27 центнеров бадана; ­ 18 центнеров сухого табачного листа; ­ отправлено на фронт 8670 посылок; ­ 1430 полушубков и 820 пар валенок; ­ 1200 посылок с морожеными пельменями; ­ полотенца, простыни, подушки для госпиталей; 10 ­ по подписке на госзаймы собрано 17 миллионов рублей; Стране   нужно   было   много   леса.   Для     армии   требовались   лыжи,   для снарядов   ящики,   заготовки   для   винтовок   и   автоматов,   фанера   высшего качества   для   самолетостроения.   И   только   тружениками   Каракокшинского ЛПХ заготовлено 210 тыс. кубометров леса. И   все   это   выращено,   собрано   и   отправлено   женщинами,   стариками, подростками.   Стоит   только   поклониться   мужеству   этих   людей,   им   было нисколько не легче, чем фронтовикам. Суровые   военные   будни   объединили   людей,   сделали   их   судьбы похожими.   Воспоминания,   которыми   делятся   с   нами   люди,   пережившие войну, ­ живые страницы истории Чойского района. Многих уже нет с нами, некоторые   живы   и   сегодня,   и   тем   ценнее   все   то,   что   хранят   они   в   своей памяти о суровых буднях Великой Отечественной войны. Из газет «Чойские вести», архив которых находится в музее Чойской школы, я узнала много о земляках, переживших страшные годы войны. Авторы статей вспоминают о своем   детстве   той   страшной   военной   поры.       После   чтения   этихгазет   я почувствовала   благодарность   поколению   ветеранов,   которых   осталось   уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах захватчиков. Изучив   и   проанализировав   список   тружеников   тыла   в   годы   Великой иноземных   от     Отечественной   войны,   я   построила   диаграмму,   которая   отражает   возраст тружеников ­ детей войны!  В   ходе   работы   я   познакомилась   с   Чойскими   тружениками   тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных   годах.   Объясняют   они   это   тем,   что   вспоминать   это   тяжело   и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, 11 перевернулась. Вслушаемся в их голоса и преклоним головы перед их суровой жизненной правдой. V. Из воспоминаний моих земляков Когда началась война Усольцевой Аграфене Емельяновне (1916­1988) было   25   лет.   Окончив   три   класса   школы,   пошла   работать,   нужно   было помогать сестре растить детей. С образованием в с. Гусевка колхоза «12 лет Октября», одной из первых вступила в него, работала телятницей. И так до конца своей жизни работала на Гусевской ферме Чойского совхоза, являясь образцом трудовой дисциплины. Производственные показатели всегда были высокими,   за   что   неоднократно   принимала   участие   в   стахановских   слетах области, в городе Ойрот­Туре. Награждена медалью «За доблестный труд», а в 1970 – орденом Ленина. Власкина Анастасия Васильевна – (1918­2003) родилась в пос. Озерки Старо­Бардинского района. В 1941 году проводила мужа на фронт, оставшись с маленьким ребенком на руках. Перевезла к себе маму и младших сестер. Отца   забрали   в   трудармию   в   г.Бийск.   Работала   в   Чойском   сельПО кладовщиком: зимой сушили картошку для армии, летом – заготовка дров. Домой вернулся только отец, муж пропал без вести. В те голодные годы нас выручала колба­черемша, крапива, ягоды, грибы. Имеет Почетные грамоты и Благодарственные письма. Бобрышева Александра Ивановна  (1922­2008) родилась в селе Новая Дмитриевка   Ишинского   сельского   совета.   Семья   приехала   в   1915г.   из Курской   губернии   в   «чернь»,   так   называли   Сибирь.   В   1928г.   Образовался колхоз «Вперед» и первым председателем стал отец. Отец рано умер, а детей осталось 9 человек. С 13­ти лет пришлось работать дояркой. В первый год войны село опустело, женщины и дети работали не покладая рук. Чтобы не умереть от голода, ели мясо павших коров, сильно болели желудки. Зимой 12 работали на лесозаготовках, а летом пахали на быках, доили коров и на них же   увозили   молоко,   убирали   сено,   хлеб,   который   весь   уходил   на   фронт. Картофель   со   своих   огородов   приходилось   убирать   только   после   первого снега. За свою работу в колхозе нам выставляли только палочки за трудодень. Награждена   медалью   «За   доблестный   труд   в   годы   ВОВ   1941­1945», Юбилейными медалями, Почетными грамотами, «Ветеран труда». Небывалая   забота   и   сплоченность   присутствовали   в   те   годы   между односельчанами. Из воспоминаний Бушиной Анны Петровны – (1928­2011) родилась   в   многодетной   семье,   в   селе   Верх­Тырга.   Военное   время запомнилось не только холодом и голодом, а как наши матери, выбиваясь из сил,   работали   и   день   и   ночь.   Запомнился   случай,   когда   четырех   матерей, которые имели по 4­5 детей, посадили в тюрьму только за то, что они взяли по полкилограмма   гречки  своим   голодным  детям.  Всем   селом  писали  письмо М.И.Калинину, и только через два года они вернулись. Награждена медалью «За доблестный труд в годы ВОВ 1941­1945», Юбилейные медали, огромное количество   Почетных   грамот.   И   до   преклонного   возраста   оставалась активной, неугомонной, творческой: участвовала в хоре ветеранов, в Доме детского творчества вела кружок прикладного искусства. В   годы   войны   в   Горный   Алтай   по   эвакуации   прибыло   9206   человек. Местные   органы   власти,   жители   Горного   Алтая   проявляли   понимание   и гостеприимство по отношению к эвакуированным беженцам войны, делясь с ними   своим,   зачастую   и   без   того   тесным   и   скудным   кровом,   одеждой, продуктами,   лекарствами.   Невозможно   оценить   доброту   нашей   русской женщины. Нечем было накормить собственных детей и стариков, а они еще, чаще жертвуя собой, оберегали чужих детей.  Из воспоминаний Ждановой Марии Ивановны(1922 – 2015) родилась в с.Новая   Барда.  После   окончания  школы   пошла   в  военкомат,  проситься  на фронт. Там посоветовали поступить в Томский железнодорожный институт. 13 Прошла собеседование, но учиться не осталась. Закончила курсы учителей в г. Бийске и приехала работать в с.Тайну учителем математики. Зимой учила детей, а летом – работала в колхозе. Особенно запомнилось то, когда в Тайну эвакуировали детский дом, все сельские женщины, имея своих полуголодных детей, старались хоть что­то принести детдомовским детям. Мария Ивановна до самой пенсии проработала учителем математики в Чойской школе, имеет множество наград и поощрений, ветеран педагогического труда. Если   дети   не   могли   зарабатывать   в   колхозе,   родители   отдавали   их работать няньками, уборщицами.  Вот   что   вспоминает  Казанина   Ксения   Прокопьевна  –   (1922   ­2012) родилась в с. Средняя Тырга. Семья была большая, отца арестовали еще в 1937г. по доносу. В 1939г. переехали в с.Чоя. В 1941­м пошла в школу. После занятий и в каникулы мама отдавала меня в няньки к людям, которые жили побогаче. Этим и зарабатывала на хлеб. Семья наша голодала, как и многие семьи, выручали пучки, крапива, колба, ягоды. Но все свято верили в Победу, ждали   её   и   дождались.   Награждена   многими   Почетными   грамотами   и Благодарственными письмами. Рядом   со   старшими   братьями   и   сестрами   трудились   и   самые   юные граждане нашей страны ­ пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Война и дети... Трудно представить что­то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за восемьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни.   Из   воспоминаний  Котовой   Евдокии   Михайловны   (1932г.)  Каждое лето, как только заканчивалась учеба, всех детей с 8­ми лет группировали в детскую бригаду, которой руководила пожилая женщина Милова Мария. Рано утром  мы  отправлялись полоть  хлеб.  В  моей  детской  памяти  запомнилась 14 боль от колючего осота, молочая. После прополки нас забирали на уборку сена. Домой приходили поздно, как взрослые. С августа начинали теребить лен. Было голодно, не было обуви, ноги обматывали тряпками. Никогда не забуду этот солнечный день Победы.  Ларионова Анастасия Трофимовна (1932­2016) – почти все мужчины, во   главе   с   председателем   колхоза   Паршиным   Михаилом   Ивановичем,   с первых днейвойны были отправлены на фронт. Отца я больше и не видела. Мама ездила на быках до г.Бийска за горючим, а вся домашняя работа и маленькая сестра были на моих плечах. Да, были, как века, мгновения. Об этом тяжко вспоминать. – Хватило б только сил, терпения, ­ чуть слышно повторяла мать. Когда заря еще дремала и крепко спали петухи, она, ослабшая, вставала…  (В. Абросимов) За школьниками   были  закреплены  плантации   картофеля, табака,  льна, прополка хлеба. Все лето трудились на поле. Занятия в школе начинались поздней   осенью.   Те   годы   останутся   в   моей   памяти   нелегкими,   но   всегда вспоминаю тех добрых людей, которые нас окружали, научили нас работать и преодолевать   трудности.   Всегда   в   памяти   –   светлый   день   Победы.   После выхода на пенсию долгие годы Анастасия Трофимовна была председателем Совета ветеранов Чойского района. Сычев Анатолий Викторович­(1932г.) –  родился в с. Гусевкав семье крестьянина, Вспоминает, какая была бедность и голод. Это были школьные годы,   но   учеба   начиналась   поздней   осенью,   когда   заканчивалась   уборка урожая. Не хватало бумаги и приходилось писать на бросовой бумаге: старых книгах,   газетах,   бланках.   Чернила   делали   из   сажи   и   свекольного   сока. 15 Впечатления,   которые   я   вынес   из   военного   детства   –   это   необычайное трудолюбие, нравственность и монолитность окружающих меня людей. Народ сохранял оптимизм, доброту, не было пьянства. В настоящее время Анатолий Викторович работает в Новосибирском госуниверситете, профессор, доктор физико­математических наук, международный мастер по шахматам, любитель народного творчества, автор поэмы о В.М.Шукшине, садовод. Дети войны. Вам посвящены эти строки. Эпохой бессмертия мы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило нас время, мы ­ дети войны, За нас умирали солдаты Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод,   им   приходилось   вставать   чуть   свет,   идти   помогать   своим   мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Мы не можем себе представить, что дети совершили такой подвиг, удивляемся, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт. Люди,   совершившие   беспримерный   подвиг   в   тылу,   справедливо приравниваются   в   своем   подвиге   к   воинам­победителям.   Их   имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который  обеспечил   успешное  ведение  войны  и  полный  разгром немецко­фашистских   захватчиков. самоотверженным трудом вечную память.   Солдат   тыла   заслужил   своим Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу!!! Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы. Родина высоко оценила 16 подвиги   тружеников   тыла,   199   из   них   было   присвоено   звание   героя Социалистического   Труда,   более   204   тысяч   награждены   орденами   и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. 1418   дней   и   ночей   продолжалась   Великая   Отечественная   война   ­ ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества ­ германским   фашизмом.   Советские   люди   напрягли   все   силы   для   спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой   огромных   жертв.   Сколько   матерей   не   дождалось   своих   сыновей! Сколько жён не дождалось своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!..   То   было   тяжелое   для   нашей   Родины   время.   Путь   к   победе   был тяжелым  и  долгим. Она  досталась ценой  огромных жертв  и материальных   Во   имя   победы   погибло   более   20   миллионов   наших потерь. соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут   в   семьях   и   их   преданиях,   в   памяти   наших   отцов,   матерей,   они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего   народа.Мир   не   должен   забывать   ужасы   войны,  разруху,  страдания   и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир   ­   обязанность   живущих   на   земле,   поэтому   одной   из   важнейших   тем нашего   времени   является   тема   подвига   советского   народа   в   Великой Отечественной войне. Наше   поколение   о   войне   знает   в   основном   из   уроков   истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и 17 тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость   в   испытаниях   у   тружеников   тыла   в   те   далекие   военные   годы, лучшие   качества   человека:   патриотизм,   чувство   долга,   ответственность, самоотверженность. Каждый   должен   прочувствовать,  как   и   почему   пришла   к   нам   победа, какую   цену     за   неё   заплатили.   Глазами   потомков   заглянули   в   прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни.  VI. Заключение Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, она как, правда, нам нужна. Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! В результате своей работы я пришла к следующим выводам: 1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом. 2. Их большая часть ­ женщины, старики и дети с 10­летнего возраста. 18 3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и его поставкой. 4. Их самоотверженный труд ­ прекрасный пример для молодежи. 5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне. Я   выражаю   огромную   благодарность   нашему   школьному   музею,   его руководителю Казаниной Наталье Евгеньевне, Совету музея, Ждановой Зое Викторовне­председателю Совета женщин России по Чойскому району, что такой   огромный   и   бесценный   материал   собран   и   сохранен   в   нем.   Сюда приходят учащиеся, их родители, выпускники прошлых лет, чтобы окунуться в   историю   нашего   села   и   района.   Ведь   действительно,   без   прошлого   нет настоящего, мы всегда должны об этом помнить. Музей Чойской школы – это бесценное хранилище всей истории нашего села, русских традиций и обрядов. Здесь можно почувствовать себя участником прошлых событий. Приглашаем посетить наш школьный музей! Литература 1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М.: «Наука», 1978. 2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М.: «Детская литература», 1984. 3. Архивные материалы музея МОУ «Чойская СОШ». 19 4.   Венок   славы.   Антология   художественных   произведений   о   Великой Отечественной войне. В 12 – ти томах. Т.9. Все для фронта /Сост. Е.Ионов.­ М.: Современник, 1985. – 575с., фотоил. 5.   Гавриков   А.Н.,   Кольцов   И.А.,   Майер   В.П.   Сборник   материалов республиканской научно­исторической конференции «Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны». Горно­Алтайск. – 2010. 6. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976. 7. Жданова З.В., Заметки о воспоминаниях тружеников тыла. 8. Подборка статей из газеты «Чойские вести» за 2012г. 20 Приложения                     к работе «И в тылу            ковалась     победа» 21 Приложение 1      Приложение 2 22 Приложение 3       Приложение 4 23 Приложение 5   Приложение 6 24 Приложение 7 гостях у ветерана Филипповой Евгении Иосифовны   Приложение 8         Учащиеся   школы   в 25 учителей Усовой Клавдии Ивановны 90­летием    Приложение 9         Поздравления   коллег­ митинге у мемориала Славы       Приложение 10       Ветераны   на 26

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая" "И в тылу ковалась победа" 10 класс

Научно-исследовательская работа по курсу "История и культура Горного Алтая"   "И в тылу ковалась победа"  10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018