Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
25.01.2017
В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость родного языка в формировании духовной культуры русского народа. Языковое образование школьников представляет собой как процесс, так и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, а также на овладение культурой народа – носителя данного языка. Поэтому сейчас следует говорить об этнокультуроведческом образовании учащихся. Представленные тексты адаптированы к грамматическим темам уроков русского языка с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Тексты.docx
Этнокультуроведческие тексты, адаптированные к грамматическим темам
уроков русского языка с целью активизации познавательной деятельности
учащихся
Фонетика
Сказки
Сказки – один из основных фольклорных жанров, в основе которого
лежит вымысел. Они наполнены невероятными событиями, фантастическими
приключениями. В сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они
рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказки на Руси известны с давних пор. Рассказывание сказок – старый
русский обычай.
Среди всего многообразия сказок выделяют такие: сказки о животных,
волшебные сказки, бытовые, докучные.
(По книге Дубровской И.Г., Фарковой Е.Ю. «Светлое слово. Фольклор и
литература».)
Задания к тексту:
1. Почему до сих пор любят сказки?
2. Объясните значение слова обычай.
3. Выпиши из текста два слова, в которых звуков меньше чем букв, два слова,
в которых звуков больше чем букв.
4. Сделай фонетический разбор слова сказка.
Безударная гласная в корне слова
Праздничный день
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день
начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле,
на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы,
пели, плясали, свистели в самодельные липовые дудочки, затевали игры. В
июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие
костры, а возвращались домой только под утро.
(По книге Бахтина В.С. «От былины до считалки: рассказы о фольклоре».
Задания к тексту:
Спиши текст.
1. Как веселились наши предки?
2. Объясните значение слов хороводы, вереница.
3. Найдите в тексте пять слов с безударной гласной в корне слова. Подберите
проверочные слова.
Состав слова
Загадки
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только
знаний человека, они требовали наблюдательности, умения видеть в
обыкновенных предметах сходства и различия, требовали способности
воспринимать окружающий мир образно, поэтично. Раньше существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные
члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику
нужно было доказать свою силу, ловкость, мужество – убить огромного
хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был
проявить в отгадывании загадок.
(По книге Ушаковой О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки».)
Задания к тексту:
1. Какие качества проявляет человек, отгадывая загадки?
2. Объясните значение слова обряд.
3. Разберите по составу слова отгадывать, загадка, полноправные.
Скороговорки
На Руси всегда любили скороговорки. Иногда в народе их называли
частоговорками или языковёртками. Выговорить некоторые скороговорки
трудно, а уж быстро произнести несколько раз – язык сломать можно. Вот
поэтому, с давних пор «скороговорить» увлекательная игра, в которой
ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые и
трудносочетаемые слова и звуки. Важно всем уметь правильно произносить
звуки родного языка. Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже
рождаются новые, на современные темы.
(По книге Ушаковой О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки».)
Задания к тексту:
1. Почему на Руси любили скороговорки?
2. Как понимаете выражение «язык сломать»?
3. Найдите в тексте слова, которые образованы способом сложения основ.
Разберите их по составу.
Части речи и члены предложения
Мудрость народа
Пословицы и поговорки складывались народом ещё до того, как
появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы
создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от
отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей
умуразуму. Вот почему в пословицах заключена мудрость народа. Пословицы
живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах, они
украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Русские писатели, поэты
любили слушать, как говорит народ, записывали пословицы и поговорки и
часто использовали их в своих книгах.
(По книге Круглова Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы,
поговорки».)
Задания к тексту:
1. Почему пословицы и поговорки называю мудростью народа?
2. Объясните значение слов заветные, остроумные.
3. Разбери первое предложение по частям речи и членам предложения. Имя существительное
Колыбель
Мамы, бабушки или няни замечали, что малыши при равномерном
покачивании засыпают быстрее. Так была изготовлена качающаяся кроватка
колыбель, в которой убаюкивали ребенка. Колыбель сравнивали с расписным,
нарядно и богато украшенным теремом.
Лежит Петя в терему,
В шитом, браном пологу
И за занавесью.
Как у дитятки мово
Люля точеная, позолоченная!
Считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имели силу
заклинания, заговора. Сон, дрема желанны как для ребенка, так и для матери.
Они приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и
забот.
(По книге Дубровской И.Г., Фарковой Е.Ю. «Светлое слово. Фольклор и
литература».)
Задания к тексту:
1. С чем сравнивали колыбель?
2. Определи значение слова колыбель.
3. Сделай разбор имен существительных бабушки, кроватка, терем, заговор
по составу.
4. Просклоняй слово здоровье.
Глагол
Дразнилки
Раньше на Руси вместо имён у людей были прозвища, и даже когда
появились имена, прозвища остались. Прозвище часто даётся человеку во
дворе, школе, на работе. Носит человек бороду, и закрепилось за ним
прозвище Борода, часто чихает Чихун. От взрослых к детям переходил
обычай давать прозвища, дразнить. Дети дразнили друг друга, дразнили
лентяев, нерях, болтливых, глупых, нерасторопных.
Упал в яму, кричал маму!
Колька – воришка –
Украл топоришко.
(По книге Демичевой В.В., Орловой Т.Н., Устименко И.А. «Антропоним в
начальных классах».)
Задания к тексту:
1. Почему до наших дней сохранились дразнилки?
2. Хорошо ли, когда людям дают прозвища и дразнят?
3. Определи значение слова прозвище.
4. Подчеркните в тексте глаголы. 5. Сделайте морфологический разбор слова дразнить.
Скоморохи
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были
бродячие актеры – скоморохи. Они были певцами, плясунами, музыкантами,
акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими сценок. Скоморохи
странствовали из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях,
домрах, сурнах били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи
демонстрировали ученых медведей. В таких группах обязательно были
жонглеры и особые шутники потешники, умевшие складно говорить всякие
шутки прибаутки.
(По книге Бахтина В.С. «От былины до считалки: рассказы о фольклоре».)
Задания к тексту:
1. Чем занимались скоморохи?
2. Объясните значение слов скоморох, сурны.
3. Подчеркните однородные члены предложения как член предложения.
Литература
1.Бахтин В.С. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. – Л.: Детская
литература, 1988. 191 с.
2.Демичева В.В., Орлова Т.Н., Устименко И.А. Антропоним в начальных
классах. – Белгород. Изд. «Везелица», 2000. 100 с.
3.Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю. Светлое слово. Фольклор и литература, –
М.: Образование и рынок, 1998. 160 с.
4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной
культуры. – СПб.: АКЦИДЕНТ,1997. 158 с.
5.Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: «Русич», 1995. – 656 с.
6.Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:
Просвещение, 1990. – 335 с.
7.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов
и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт
русского языка им. В.В.Виноградова. – 4е изд., дополненное. – М.: «А
ТЕМП», 2004. 944 стр.
8.Пашнина В.М. А у нас перепляс! Фольклорные праздники для 14 классов. –
Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.
9.Подгорная Л.А., Макеева Г.П. В каждом селе свое поверье: Загадки,
пословицы, поговорки, заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, игры,
приметы, гадания, частушки. – Издательство Шаповалова, Белгород 1996 г.
96 с.
10.Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника.
СПб.: Изд. Дом «Литера», 2006. – 96 с.
11. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды. – М.: Вече, 2005. 320 с.
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.