Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Оценка 4.9

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
25.01.2017
Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость родного языка в формировании духовной культуры русского народа. Языковое образование школьников представляет собой как процесс, так и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, а также на овладение культурой народа – носителя данного языка. Поэтому сейчас следует говорить об этнокультуроведческом образовании учащихся. Представленные тексты адаптированы к грамматическим темам уроков русского языка с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Тексты.docx
Этнокультуроведческие тексты, адаптированные к грамматическим темам  уроков русского языка с целью активизации познавательной деятельности  учащихся  Фонетика Сказки Сказки – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Они наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями. В сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказки   на   Руси   известны   с   давних   пор.   Рассказывание   сказок   –   старый русский обычай. Среди всего многообразия сказок выделяют такие: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, докучные. (По   книге   Дубровской   И.Г.,   Фарковой   Е.Ю.   «Светлое   слово.   Фольклор   и литература».) Задания к тексту: 1. Почему до сих пор любят сказки? 2. Объясните значение слова обычай. 3. Выпиши из текста два слова, в которых звуков меньше чем букв, два слова, в которых звуков больше чем букв. 4. Сделай фонетический разбор слова сказка. Безударная гласная в корне слова Праздничный день Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, свистели в самодельные липовые дудочки, затевали игры. В июне,   под   Иванов   день,   вереницей   ходили   в   луга,   прыгали   через   горящие костры, а возвращались домой только под утро. (По книге Бахтина В.С.  «От былины до считалки: рассказы о фольклоре». Задания к тексту: Спиши текст. 1. Как веселились наши предки? 2. Объясните значение слов хороводы, вереница. 3. Найдите в тексте пять слов с безударной гласной в корне слова. Подберите  проверочные слова.         Состав слова Загадки Загадки   появились   очень   давно   и   всегда   были   проверкой   не   только знаний   человека,   ­   они   требовали   наблюдательности,   умения   видеть   в обыкновенных   предметах   сходства   и   различия,   требовали   способности воспринимать окружающий мир образно, поэтично. Раньше   существовал   обряд   посвящения   мальчиков   в   полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно   было   доказать   свою   силу,   ловкость,   мужество   –   убить   огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.   (По книге Ушаковой О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки».) Задания к тексту: 1. Какие качества проявляет человек, отгадывая загадки? 2. Объясните значение слова обряд.  3. Разберите по составу слова отгадывать, загадка, полноправные. Скороговорки На   Руси   всегда   любили   скороговорки.  Иногда   в  народе   их   называли частоговорками   или   языковёртками.   Выговорить   некоторые   скороговорки трудно, а уж быстро произнести несколько раз – язык сломать можно. Вот поэтому,   с   давних   пор   «скороговорить»   ­   увлекательная   игра,   в   которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые и трудносочетаемые слова и звуки. Важно всем уметь правильно произносить звуки родного языка. Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.  (По книге Ушаковой О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки».) Задания к тексту: 1. Почему на Руси любили скороговорки? 2. Как понимаете выражение «язык сломать»? 3. Найдите в тексте слова, которые образованы способом сложения основ. Разберите их по составу. Части речи и члены предложения Мудрость народа Пословицы   и   поговорки   складывались   народом   ещё   до   того,   как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму­разуму. Вот почему в пословицах заключена мудрость народа. Пословицы живут   в   нашем   родном   языке   и   сегодня:   и   в   разговоре   и   в   книгах,   они украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали  пословицы и поговорки и часто использовали их в своих книгах.   (По   книге   Круглова   Ю.Г.   «Русские   народные   загадки,   пословицы, поговорки».) Задания к тексту: 1. Почему пословицы и поговорки называю мудростью народа? 2. Объясните значение слов заветные, остроумные. 3. Разбери первое предложение по частям речи и членам предложения. Имя существительное Колыбель   Мамы,   бабушки   или   няни   замечали,   что   малыши   при   равномерном покачивании засыпают быстрее. Так была изготовлена качающаяся кроватка ­ колыбель, в которой убаюкивали ребенка. Колыбель сравнивали с расписным, нарядно и богато украшенным теремом. Лежит Петя в терему, В шитом, браном пологу И за занавесью. Как у дитятки мово Люля точеная, позолоченная!   Считалось,   что   слова,   произнесенные   над   колыбелью,   имели   силу заклинания, заговора. Сон, дрема желанны как для ребенка, так и для матери. Они приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот. (По   книге   Дубровской   И.Г.,   Фарковой   Е.Ю.   «Светлое   слово.   Фольклор   и литература».)  Задания к тексту: 1. С чем сравнивали колыбель?  2. Определи значение слова колыбель. 3. Сделай разбор имен существительных бабушки, кроватка, терем, заговор  по составу.  4. Просклоняй слово здоровье. Глагол Дразнилки Раньше   на  Руси   вместо  имён  у   людей   были  прозвища,  и  даже   когда появились   имена,   прозвища   остались.   Прозвище   часто   даётся   человеку   во дворе,   школе,   на   работе.   Носит   человек   бороду,   и   закрепилось   за   ним прозвище   Борода,   часто   чихает   Чихун.   От   взрослых   к   детям   переходил обычай   давать   прозвища,   дразнить.   Дети   дразнили   друг   друга,   дразнили лентяев, нерях, болтливых, глупых, нерасторопных.   Упал в яму, кричал маму! Колька – воришка –  Украл топоришко. (По книге Демичевой В.В., Орловой Т.Н., Устименко И.А. «Антропоним в начальных классах».) Задания к тексту:  1. Почему до наших дней сохранились дразнилки? 2. Хорошо ли, когда людям дают прозвища и дразнят? 3. Определи значение слова прозвище. 4. Подчеркните  в тексте глаголы. 5. Сделайте морфологический разбор слова дразнить.        Скоморохи Издавна   непременными   участниками   всех   праздников   на   Руси   были бродячие актеры – скоморохи. Они были певцами, плясунами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими сценок. Скоморохи странствовали   из   города   в   город,  из   села   в   село.   Одни   играли   на   гуслях, домрах,   сурнах   били   в   барабаны,   бубны,   другие   плясали,   третьи демонстрировали   ученых   медведей.   В   таких   группах   обязательно   были жонглеры и особые шутники ­ потешники, умевшие складно говорить всякие шутки ­ прибаутки.  (По книге Бахтина В.С. «От былины до считалки: рассказы о фольклоре».) Задания к тексту: 1. Чем  занимались скоморохи?  2. Объясните значение слов скоморох, сурны. 3. Подчеркните однородные члены предложения как член предложения. Литература 1.Бахтин В.С.  От былины до считалки: рассказы о фольклоре. – Л.: Детская литература, 1988. ­191 с. 2.Демичева   В.В.,   Орлова   Т.Н.,   Устименко   И.А.   Антропоним   в   начальных классах. – Белгород. Изд. «Везелица»,  2000. 100 с. 3.Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю. Светлое слово. Фольклор и литература, – М.: Образование и рынок, 1998. ­160 с. 4.Князева   О.Л.,   Маханева   М.Д.   Приобщение   детей   к   истокам     народной культуры. – СПб.: АКЦИДЕНТ,1997. ­158 с. 5.Коринфский   А.А.   Народная   Русь.   –   Смоленск:   «Русич»,   1995.   –   656   с. 6.Круглов   Ю.Г.   Русские   народные   загадки,   пословицы,   поговорки.   –   М.: Просвещение, 1990. – 335 с. 7.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и   фразеологических   выражений/   Российская   академия   наук.   Институт русского   языка   им.   В.В.Виноградова.   –   4­е   изд.,   дополненное.   –   М.:   «А ТЕМП», 2004. ­944 стр. 8.Пашнина В.М.  А у нас перепляс! Фольклорные праздники для 1­4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. 9.Подгорная   Л.А.,   Макеева   Г.П.   В   каждом   селе   свое   поверье:   Загадки, пословицы, поговорки, заклички, считалки, скороговорки, дразнилки, игры, приметы, гадания, частушки. – Издательство Шаповалова, Белгород 1996 г.  ­96 с.  10.Ушакова   О.Д.   Загадки,   считалки   и   скороговорки.   Словарик   школьника. СПб.: Изд. Дом «Литера», 2006. – 96 с. 11. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды. – М.: Вече, 2005. ­320 с.

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)

Этнокльтуроведчесике тексты к урокам русского языка (1-4 классы, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017