А.В. Дёмкин
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Д.С.Лихачев.
Сегодня экологическая проблема — предмет обсуждения всего человечества. И это неудивительно: общество оказалось перед огромной проблемой, которую само же и спровоцировало. Только коренное изменение мировоззрения может изменить отношение человека к природе, поэтому воспитание экологического сознания, «экологической нравственности» - одна из самых важных задач школы.
Если литература и история нужны для усвоения духовной культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого, гуманистического отношения к природе. Это предполагает понимание допустимой меры преобразования природы, усвоения адекватных нормативов поведения, при которых возможно сохранить экологические условия на нашей планете для дальнейшей жизни и развития человека.
По словам академика Н.Н. Моисеева, «сейчас мы стоим на развилке цивилизационных путей. Один — предельный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями. Другой — возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей» [1].
Важную роль в формировании экологического мировоззрения и нравственного отношения к природе должна сыграть опора на традиции национальной культуры. Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности отражена в Федеральном государственном стандарте общего образования.
Традиционная культура человека и система взаимоотношений нации с окружающей природой на основе традиций, любви к родной земле — важнейшее условие выживание человечества. Человеческие цивилизации разных эпох различны, как различны культуры народов, их традиции и мироощущения. Учение древних предполагало необходимость ограничения вмешательства человека в природу в целях сохранения её естественной данности. Человек рассматривал природу как объект покорения и подчинения. Существовали разнообразные табу, нарушение законов взаимодействия с природой со стороны человека рассматривалось как один из основных источников экологической опасности. Из поколения в поколение народы передавали свой накопленный опыт, и в основе взаимоотношений человека и природы всегда был нравственный императив, любовь к природе родного края.
Великий гуманизм народа, богатый опыт и чувство сопричастности к природной среде — огромный обучающий и воспитательный материал для будущих поколений. По мнению Н.Г. Волкова, «у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность» [2].
Формирование экологической грамотности в этнической среде — это прежде всего опора на богатый опыт своего народа в вопросах природопользования. Экологическая культура, как часть общей культуры, тесно взаимосвязана с национальными традициями своего народа. Экологическое воспитание было и остается самой сутью народной педагогики: правильным признается только то воспитание, которое не противоречит законам природы и направлено на достижение гармонии природно-биологического, нравственно-этического развития человека.
Экологический опыт народа, его знания о природе, переданные в фольклорном материале, отраженные в приметах, в песнях содержат в себе нравственно-ценностные установки непричинения вреда окружающей природе. В учебной деятельности приобщение подрастающего поколения к накопленному старшим поколением наследию, формирование экологических, нравственных и эстетических ценностей возможно средствами интеграции учебных предметов, таких как литература, искусство с предметами естествознания.
В условиях образовательной организации в МБОУ «Дубёнская СОШ» с национальным компонентом для формирования экологической грамотности и культуры школьников на основе этнокультурных ценностей была разработана модель формирования экологической культуры учащихся с национальным компонентом. В основе её лежит представление о цели экологического образования школьников — формировании экологической культуры личности, под которой понимается особое свойство личности — субъекта культуры, обладающего экологическим сознанием и реализующим свое отношение к природе в экологически направленных поступках и действиях, осознающего себя частью социоприродной и социокультурной среды, принимающего традиционные ценности, направленные на облагораживание родной природы.
Под педагогическими условиями формирования экологической грамотности и культуры школьников мы понимаем целенаправленно используемые учителем объективные возможности педагогического процесса и специально организуемые факторы и обстоятельства, которые обеспечивают формирование экологической культуры школьника в ее когнитивном, ценностном, нормативном и деятельностном аспектах. В нашей школе с национальным компонентом обеспечиваются педагогические условия формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей. К ним относятся:
1. Ознакомление учащихся со средствами этнопедагогики: ознакомление учащихся с жанрами мордовского устного народного творчества, изучение творческого наследия местных писателей и живописцев о природе родного края. Беседы с местными старожилами, сбор фольклорного материала, проведение экологических праздников, относящиеся к определенной дате, например, «Телень ильтямо», «Раськень Озкс», «Троиця», «Духовонь чи», «Иван Купала» и другие.
2. Использование межпредметных связей: возможности использования экологического содержания в естественнонаучных и гуманитарных предметных областях, также в предметах эстетического блока.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы обеспечивают вооружение детей знаниями о взаимосвязях в природе, взаимообусловленности и взаимоподчинённости. Необходимым условием в нашей школьной системе обучения является проведение исследовательской и проектной работы по родному краю на основе интеграции разных предметных дисциплин, практическая реализация проекта. В прошлом учебном году ученик нашей школы выполнил и защитил на районной конференции исследовательскую работу на тему: «Сохранение природы в фольклоре и обычаях мордовского народа (эрзи) у жителей Дубёнского района». Эта работа затронула все обычаи мордвы – эрзи, проживающей на территории Дубёнского района и была очень познавательной и интересной не только для взрослых, но и для самих учащихся школы. Ведь зная обычаи и фольклор своего родного края дети учатся беречь, любить и сохранять природу.
3. Создание этнокультурной среды: включение учащихся, родителей и педагогов в материально-пространственную среду с этнокультурным содержанием и в деятельность по облагораживанию природы. Важным обычаем мордовского народа, связанного с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято с окрестностей таких мест убирать мусор, остатки погибших деревьев, отгораживать водный источник деревянным срубом. Считалось большим грехом обезображивать такие участки. Люди специально приходили к родникам испить, набрать с собой холодной водицы. Примером в этом отношении являются родники, оформленные деревянными материалами по дороге «Саранск – Чамзинка – Дубёнки». Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: берёзовых, дубовых, сосновых рощ, берёзовых и сосновых посадок, сиреневых куртин и др. Очень часто вместе с учащимися нашей школы проводим выездные субботники на родники, с целью их очистки от мусора и облагораживанию территории.
Совместная деятельность учащихся и взрослых, создает благоприятную основу формирования экологической грамотности. Основой для становления ребенка как личности является семья, в ней у ребенка закладываются первые ростки экологической культуры. Знания мордовского народа о природе, воспитательное и природоохранное наследие закладывают в сознании ребенка прочную основу бережного отношения к природе. Воспитанию экологической грамотности и культуры способствуют стихи местных поэтов о природе, картины местных пейзажистов и творческие работы самих детей, демонстрирующие ростки экологической культуры. Освоение национального культурного наследия является актуальнейшей задачей современного мордовского общества.
Только осознавая свою принадлежность к своему народу, ребенок чувствует себя частью родной природы, стремится ее изучать и оберегать — это способствует формированию его экологической грамотности и культуры.
Литература:
1. Мамедов Н.М. Новые грани экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование. 2011. № 4. С. 13—15.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.