ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Оценка 4.6

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Оценка 4.6
doc
15.11.2022
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Текст доклада 2016.doc

 

А.В. Дёмкин

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи – 
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.

                                                                                                        Д.С.Лихачев.

     Сегодня  экологическая  проблема  —  предмет  обсуждения  всего  человечества.  И  это  неудивительно:  общество  оказалось  перед  огромной  проблемой,  которую  само  же  и  спровоцировало.  Только  коренное  изменение  мировоззрения  может  изменить  отношение  человека  к  природе,  поэтому  воспитание  экологического  сознания,  «экологической  нравственности»  -  одна  из  самых  важных  задач  школы.

     Если  литература  и  история  нужны  для  усвоения  духовной  культуры,  естествознание  —  закономерностей  природы,  то  экологическое  образование  необходимо  для  формирования  подлинно  человеческого,  гуманистического  отношения  к  природе.  Это  предполагает  понимание  допустимой  меры  преобразования  природы,  усвоения  адекватных  нормативов  поведения,  при  которых  возможно  сохранить  экологические  условия  на  нашей  планете  для  дальнейшей  жизни  и  развития  человека.

     По  словам  академика  Н.Н.  Моисеева,  «сейчас  мы  стоим  на  развилке  цивилизационных  путей.  Один  —  предельный  эгоизм  и  индивидуализм,  оперирование  лишь  сиюминутными  категориями.  Другой  —  возрождение  древних  традиций,  призывающих  жертвовать  частью  настоящего  во  имя  будущего  наших  детей» [1].

     Важную  роль  в  формировании  экологического  мировоззрения  и  нравственного  отношения  к  природе  должна  сыграть  опора  на  традиции  национальной  культуры.  Необходимость  ориентации  образования  на  этнокультурные  потребности  отражена  в  Федеральном  государственном  стандарте  общего  образования.

     Традиционная  культура  человека  и  система  взаимоотношений  нации  с  окружающей  природой  на  основе  традиций,  любви  к  родной  земле  —  важнейшее  условие  выживание  человечества.  Человеческие  цивилизации  разных  эпох  различны,  как  различны  культуры  народов,  их  традиции  и  мироощущения.  Учение  древних  предполагало  необходимость  ограничения  вмешательства  человека  в  природу  в  целях  сохранения  её  естественной  данности.  Человек  рассматривал  природу  как  объект  покорения  и  подчинения.  Существовали  разнообразные  табу,  нарушение  законов  взаимодействия  с  природой  со  стороны  человека  рассматривалось  как  один  из  основных  источников  экологической  опасности.  Из  поколения  в  поколение  народы  передавали  свой  накопленный  опыт,  и  в  основе  взаимоотношений  человека  и  природы  всегда  был  нравственный  императив,  любовь  к  природе  родного  края. 

     Великий  гуманизм  народа,  богатый  опыт  и  чувство  сопричастности  к  природной  среде  —  огромный  обучающий  и  воспитательный  материал  для  будущих  поколений.  По  мнению  Н.Г.  Волкова,  «у  народной  педагогики  есть  такие  находки,  на  которые  педагогическая  наука  не  обращала  внимания,  несмотря  на  их  бесспорную  воспитательную  ценность» [2].

     Формирование  экологической грамотности  в  этнической  среде  —  это  прежде  всего  опора  на  богатый  опыт  своего  народа  в  вопросах  природопользования.  Экологическая  культура,  как  часть  общей  культуры,  тесно  взаимосвязана  с  национальными  традициями  своего  народа.  Экологическое  воспитание  было  и  остается  самой  сутью  народной  педагогики:  правильным  признается  только  то  воспитание,  которое  не  противоречит  законам  природы  и  направлено  на  достижение  гармонии  природно-биологического,  нравственно-этического  развития  человека. 

     Экологический  опыт  народа,  его  знания  о  природе,  переданные  в  фольклорном  материале,  отраженные  в  приметах,  в  песнях  содержат  в  себе  нравственно-ценностные  установки  непричинения  вреда  окружающей  природе.  В  учебной  деятельности  приобщение  подрастающего  поколения  к  накопленному  старшим  поколением  наследию,  формирование  экологических,  нравственных  и  эстетических  ценностей  возможно  средствами  интеграции  учебных  предметов,  таких  как  литература,  искусство  с  предметами  естествознания. 

     В  условиях  образовательной  организации  в МБОУ «Дубёнская СОШ» с  национальным  компонентом  для  формирования  экологической  грамотности и культуры  школьников  на  основе  этнокультурных  ценностей  была  разработана  модель  формирования  экологической  культуры  учащихся с  национальным  компонентом.  В  основе  её  лежит  представление  о  цели  экологического  образования  школьников  —  формировании  экологической  культуры  личности,  под  которой  понимается  особое  свойство  личности  —  субъекта  культуры,  обладающего  экологическим  сознанием  и  реализующим  свое  отношение  к  природе  в  экологически  направленных  поступках  и  действиях,  осознающего  себя  частью  социоприродной  и  социокультурной  среды,  принимающего  традиционные  ценности,  направленные  на  облагораживание  родной  природы.

     Под  педагогическими  условиями  формирования  экологической  грамотности и культуры  школьников  мы  понимаем  целенаправленно  используемые  учителем  объективные  возможности  педагогического  процесса  и  специально  организуемые  факторы  и  обстоятельства,  которые  обеспечивают  формирование  экологической  культуры  школьника  в  ее  когнитивном,  ценностном,  нормативном  и  деятельностном  аспектах.  В  нашей школе  с  национальным  компонентом  обеспечиваются  педагогические  условия  формирования  экологической  культуры  школьников  на  основе  этнокультурных  ценностей.  К  ним  относятся:

1.  Ознакомление  учащихся  со  средствами  этнопедагогики:  ознакомление  учащихся  с  жанрами  мордовского  устного  народного  творчества,  изучение  творческого  наследия  местных  писателей  и  живописцев  о  природе  родного  края.  Беседы  с  местными  старожилами,  сбор  фольклорного  материала,  проведение  экологических  праздников,  относящиеся  к  определенной  дате,  например,  «Телень ильтямо», «Раськень Озкс», «Троиця»,  «Духовонь чи», «Иван Купала» и другие.

2.  Использование  межпредметных  связей:  возможности  использования  экологического  содержания  в  естественнонаучных  и  гуманитарных  предметных  областях,  также  в  предметах  эстетического  блока.

     Предметные  результаты  освоения  основной  образовательной  программы  обеспечивают  вооружение  детей  знаниями  о  взаимосвязях  в  природе,  взаимообусловленности  и  взаимоподчинённости.  Необходимым  условием  в  нашей школьной  системе  обучения  является  проведение  исследовательской  и  проектной  работы  по  родному  краю  на  основе  интеграции  разных  предметных  дисциплин,  практическая  реализация  проекта. В прошлом учебном году ученик нашей школы выполнил и защитил на районной конференции исследовательскую работу на тему: «Сохранение природы в фольклоре  и обычаях мордовского народа (эрзи) у жителей Дубёнского района». Эта работа затронула все обычаи мордвы – эрзи, проживающей на территории Дубёнского района и была очень познавательной и интересной не только для взрослых, но и для самих учащихся школы. Ведь зная обычаи и фольклор своего родного края дети учатся беречь, любить и сохранять природу. 

3.  Создание  этнокультурной  среды:  включение  учащихся,  родителей  и  педагогов  в  материально-пространственную  среду  с  этнокультурным  содержанием  и  в  деятельность  по  облагораживанию  природы. Важным обычаем мордовского народа, связанного с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято с окрестностей таких мест убирать мусор, остатки погибших деревьев, отгораживать водный источник деревянным срубом. Считалось большим грехом обезображивать такие участки. Люди специально приходили к родникам испить, набрать с собой холодной водицы. Примером в этом отношении являются родники, оформленные деревянными материалами по дороге «Саранск – Чамзинка – Дубёнки». Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: берёзовых, дубовых, сосновых рощ, берёзовых и сосновых посадок, сиреневых куртин и др. Очень часто вместе с учащимися нашей школы проводим выездные субботники на родники, с целью их очистки от мусора и облагораживанию территории.

     Совместная  деятельность  учащихся  и  взрослых,  создает  благоприятную  основу  формирования  экологической грамотности.  Основой  для  становления  ребенка  как  личности  является  семья,  в  ней  у  ребенка  закладываются  первые  ростки  экологической  культуры.  Знания  мордовского  народа  о  природе,  воспитательное  и  природоохранное  наследие  закладывают  в  сознании  ребенка  прочную  основу  бережного  отношения  к  природе.  Воспитанию  экологической  грамотности и культуры  способствуют  стихи  местных  поэтов  о  природе,  картины  местных  пейзажистов  и  творческие  работы  самих  детей,  демонстрирующие  ростки  экологической  культуры.  Освоение  национального  культурного  наследия  является  актуальнейшей  задачей  современного  мордовского  общества.

     Только  осознавая  свою  принадлежность  к  своему  народу,  ребенок  чувствует  себя  частью  родной  природы,  стремится  ее  изучать  и  оберегать  —  это  способствует  формированию  его  экологической грамотности  и культуры.

 

Литература:

1. Мамедов  Н.М.  Новые  грани  экологического  образования  /  Н.М.  Мамедов  //  Экологическое  образование.  2011.  №  4.  С.  13—15.

2. Волков  Г.Н.  Этнопедагогика:  Учебник  для  студентов  средних  и  высших педагогических  учебных  заведений.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  1999.  168  с.

 

 


А.В. Дёмкин ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА

А.В. Дёмкин ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА

Великий гуманизм народа, богатый опыт и чувство сопричастности к природной среде — огромный обучающий и воспитательный материал для будущих поколений

Великий гуманизм народа, богатый опыт и чувство сопричастности к природной среде — огромный обучающий и воспитательный материал для будущих поколений

В нашей школе с национальным компонентом обеспечиваются педагогические условия формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей

В нашей школе с национальным компонентом обеспечиваются педагогические условия формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей

Совместная деятельность учащихся и взрослых, создает благоприятную основу формирования экологической грамотности

Совместная деятельность учащихся и взрослых, создает благоприятную основу формирования экологической грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022