Разработка урока литературы по теме:
"Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества".
Технологическая карта урока
Курс 2
Учебная специальность: Литература
Учитель: Юдина Наталья Владимировна
Тема урока: Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества
Цели урока:
Ø Образовательная: рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова;
Ø Развивающая: развивать творческие и аналитические способности обучающихся: анализировать, обобщать, делать вывод;
Ø Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор учащихся.
Методическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связи отношений в объектах изучения.
Тип урока: комбинированный
Оснащение урока: оборудование учебного кабинета, презентация, раздаточный материал (биография и стихотворения Александра Вампилова), ватман, фломастеры.
План урока:
№ Этапа урока |
Наименование этапа и его содержание |
Время в мин. |
Технология обучения |
Показатель реального результата |
|||
Методы обучения |
Средства обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1 |
Организация начала урока. Проверка го- говности к уроку |
3 |
Беседа |
Оборудование учебного кабинета |
Задаёт вопросы |
Отвечают на поставленные вопросы |
Присутствие всех учащихся на уроке. Все имеют комплект средств обучения (ручки, тетради, учебники). |
2 |
Психологическая подготов-ка к восприя-тию нового материала |
5 |
Игровой |
Оборудование учебного кабинета |
Задаёт вопросы |
Отвечают на поставленные вопросы |
Правильные ответы на поставленный вопрос |
3 |
Актуализация Учебного процесса (повторение) |
5 |
Репродуктивный |
Схема на экране |
Задаёт вопросы, раздаёт карточки-задания. |
Отвечают на вопросы, выполняют практические задания |
Активное включение учащихся в познавательный процесс. |
4 |
Изучение нового материала |
20 |
Лекция, работа с биографией |
Оборудование учебного кабинета |
Читает лекцию |
Выделяют главные моменты биографии, записывают |
Усвоение нового материала |
5 |
Первичная проверка усвоения знаний |
10 |
Закрепляющая беседа, практическая работа |
стихотворения |
Задаёт вопросы, предлагает выполнить анализ стихотворения |
Отвечают на вопросы, выполняют упражнение "Гроздь винограда" |
Усвоение нового материала, выполнение заданий |
6 |
Первичное закрепление знаний |
10 |
Анализ пьес |
инструкционные карты |
Задаёт вопросы |
Отвечают на вопросы, выполняют анализ по заданному алгоритму |
Результативное выполнение анализа |
7 |
Контроль и самопроверка знаний |
20 |
Своя игра |
Вопросы к игре |
Разбирает с учащимися сделанные ошибки |
Самоконтроль выполненной работы, исправление ошибок |
Полное усвоение нового материала |
8 |
Подведение итогов урока Информация о самостоя-тельной рабо-те в домаш-них условиях
|
15 |
Интеллект-карты Сообщение (итогов урока) Объяснительно-иллюстративный |
Оборудование учебного кабинета |
Проверка интеллект-карт. Подводит итоги уро-ка, сообща-ет оценки Объясняет и показы-вает алго-ритм вы-полнения самостоятельной работы |
Разработка интеллект-карт. Слушают, запоми-нают |
Положительные оценки за урок |
9 |
Рефлексия |
2 |
Контрольно-коррекционный |
Карточки-опросники |
Предлагает заполнить карточки |
Заполняют карточки |
Объективная картина усвоения новой темы |
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка присутствующих.
2. Психологическая подготовка к восприятию учебного материала.
Учитель: Наш урок мы начнем с повторения.
Перед вами фамилии драматургов и названия пьес. Вам нужно соотнести писателя и пьесу.
Розов Виктор Сергеевич - "Вечно живые"
Александр Моисеевич Володин - "Пять вечеров", "Старшая сестра"
Александр Николаевич Арбузов - "Иркутская история", Жестокие игры"
Вопрос к учащимся: Разгадайте ребус и сформулируйте тему нашего урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: тема урока: Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества.
Цель - рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова.
Учитель: Как вы понимаете эпиграф нашего урока: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам». А. Вампилов?
Ответы обучающихся.
4. Изучение нового материала
Биография писателя.
Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (ПСЕВДОНИМ А. Санин) (19 августа 1937— 17 августа 1972) — русский драматург и прозаик.
Псевдоним образован бесхитростно - от имени Саня. Александра родные и близкие люди называли ласково Саня, Санечка.
Сегодня на уроке вы будете работать в команде. В каждой группе один член будет заниматься подсчетом баллов за ваши задания.
Сейчас каждая команда получит фрагмент биографии писателя. Вам необходимо выделить основные моменты из биографии писателя, а затем рассказать о них. На изучение данного материала вам отводится 5 минут.
Максимальное количество баллов за данное задание - 2.
1 балл - работа в команде. 1 балл - за представление вашего материала.
Биография: Отец Александра Вампилова - Валентин Никитич Вампилов, по национальности бурят, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.
Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.
В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.
В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.
Первый рассказ А. Вампилова (студент 3 курса) «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября1957 года в газете «Иркутский университет».
Мы с вами изучили первую часть биографии писателя. Остальные фрагменты мы обсудим чуть попозже и другие группы выступят с защитой свой работы.
Обратимся к творчеству писателя. Обучающийся выразительно читает стихотворение.
Прощаясь с мечтой
Я сегодня прощаюсь с мечтой
Одеваю белое платье,
Я сегодня стану женой
Попаду в чужие объятья.
Мне на руку оденут кольцо
И подарят букеты роз
Я закрою ими лицо
И никто не увидит слез.
Мне покажется, что не с ним,
А с тобой иду под венец,
Но мечта превращается в дым
И всему приходит конец.
И не ты,а кто-то другой
Унесет меня в темную ночь
Я сегодня прощаюсь с мечтой
От себя убегая прочь.
Проанализируем данное стихотворение.
Вопросы:
Какие темы затрагиваются в стихотворении, в каких строчках? (тематика произведения).
Какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте. (проблематика стихотворения).
Что переживают лирические герои? каково их настроение? почему?
Ваше мнение о данном стихотворении (понравилось, не понравилось, почему).
5. Первичная проверка усвоения знаний
Для закрепления выполним упражнение "Гроздь винограда". Сейчас ко мне подходит член каждой команды и выбирает название стихотворения.
Все, что вы запомнили в данном стихотворении вы должны представить в виде грозди с ассоциативными словами.
Максимальное количество баллов за данное задание - 2.
1 балл - работа в команде. 1 балл - защита ваших работ.
Пример на слайде. первое стихотворение называлось "Я сегодня прощаюсь с мечтой". Ассоциации - свадьба с нелюбимым человеком, кольцо, фата, букеты роз, тоска, грусть, слезы, несчастливое будущее.
Итак, один из участников команды прошу подойти ко мне.
Названия стихотворений: я испытала в жизни много, несказанное слово, жизнь разбита.
Прошу членов команд показать, что у вас получилось.
Вопросы: Что объединяет все стихотворения? Вывод о творчестве Вампилова.
Возвращаемся к биографии писателя.
В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры ее постановкой изначально закончились безуспешно.
Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.
Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром. Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас. Успех постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.
Первое и последнее интервью Вампилова газете "Советская Клайпеда»
Вампилов вступил в Союз писателей
5. Первичное закрепление знаний. Ваше домашнее задание было прочитать данную пьесу "Прощание в июне" и мы сейчас обсудим ее содержание.
Вопросы:
} 1. Охарактеризуйте событие, лежащее в основе пьесы: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
} 2. Охарактеризуйте героев:
◦ их отношение к проблеме;
◦ друг к другу;
◦ выявите особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
} 4. Определить отношение автора к проблеме.
Каков сюжет пьесы?
Кто такой Колесов? Ваше отношение к герою и его поступкам?
Как поступает Колесов, делая свой первый жизненный выбор?
Какой нравственный выбор сделает Колесов? Хватит ли ему души на трудное сопротивление?
Учитель: в данной пьесе А. Вампилов показывает, что в сцеплении жизненных ситуаций важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство. Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Колесов совершает первый и единственный поступок — рвет диплом, отказываясь вступить в корпорацию взяточников. Нелогичный с житейской точки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.
Мы с вами выяснили суть данной пьесы.
Возвращаемся к биографии.
В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же 1968 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».
Хочу подробнее остановиться на пьесе Александра Вампилова "Старший сын". Вы должны были прочитать ее дома.
«Старший сын» - одна из лучших пьес Вампилова.
1. Как развивается действие этой пьесы?
} 1. Как развивается действие этой пьесы?
} 2. Почему Бусыгин вдруг объявляет себя сыном Сарафанова? Почему не может покинуть дом, хотя Сильва настаивает на этом? (душевные качества).
} 3. Какие моральные качества проявляются в Кудимове? (надменность, высокомерие, пренебрежение к старости, цинизм, эгоизм его по отношению к другим).
} 4. Почему Сарафанов полюбил Бусыгина как родного сына? (отношение Бусыгина к «отцу», Васеньке, Нине – внимание, доброта, забота).
} Запишем персонажей данной пьесы.
} Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.
Продолжение биографии.
Только в 1972 году отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и Ленинградский Большой драматический театр.
17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, трагически погиб — утонул в Байкале (перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.
За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, французский, чешский, эстонский и другие языки.
6. Закрепление. Своя игра.
Мы закончили знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Следующий этап нашего урока - это викторина.
Перед вами 4 категории и баллы за ваши ответы.
1 категория - даты. Это года, связанные с жизнью писателя.
2 категория - пьеса "Старший сын". Это вопросы, связанные с данной пьесой.
3 категория - пьеса "Прощание в июне". Это вопросы, связанные с данной пьесой.
4 категория - разное. Здесь находятся вопросы, связанные с различными темами, которые касаются литературы.
Начиная с первой команды вы выбираете категорию и отвечаете на данный вопрос. Если вы готовы ответить, вы поднимаете руку.
Даты
В этом году родился Александр Вампилов (1937) - 20 баллов
В этом году вышла в свет первая книга Александра Вампилова (1961) - 40 баллов
В каком году Александра Вампилова вступил в Союз писателей? (осень 1966) - 60 баллов
В каком году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах? (1970) - 80 баллов
В каком году была закончена пьеса «Утиная охота»? (1968) - 100 баллов
Пьеса "Старший сын"
Рядом с каменным зданием ютился «деревянный домик, с крыльцом и окном во двор». Кто в нем жил? (Макарская) 20 баллов
Кто заканчивал авиаучилище и по распределению должен был отправиться на Сахалин? (Кудимов) - 40 баллов
Какой предмет передавался по наследству старшему сыну в семье Сарафановых? (серебряная табакерка) - 60 баллов
На каком музыкальном инструменте наигрывал Сильва? (на гитаре) - 80 баллов
Какая героиня работает в суде секретарем? (Макарская) 100 баллов
Пьеса "Прощание в июне"
Кто вынужден был выбирать одно из двух: любимую или университет? (Колесов) 20 баллов
Кто и кому говорит : «Кто так разговаривает? Вы на петуха похожи! На драчливого петуха» (Таня Колесову) 40 баллов
Из-за какого цветка, выкопанного на городской площади, был задержан Золотуев из пьесы «Прощание в июне»? (орхидеи) 60 баллов
Назовите фамилию артистки, в номер которой ворвался Колесов?
(Голошубова) 80 баллов
Чья это реплика: «В прошлом году биологи добивались свободного посещения. Если мне не изменяет память, Колесов возглавлял компанию… Боюсь, что он своего добился…» (Репникова) 100 баллов
Разное
Где находится Большой театр в Москве? На Театральной площади
20 баллов
Кто написал поэму «Реквием»? (Анна Ахматова) 40 баллов
Григорий и Аксинья – герои какого произведения? "Тихий Дон" 60 баллов
Годы жизни Михаила Булгакова (1891-1940) 80 баллов
Кто автор данного стихотворения «Горечь! Горечь! Вечный привкус»? (Марина Цветаева) 100 баллов
7. Интеллект-карты.
Подведем итог данного занятия с помощью интеллект карт.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
· эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
· мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Принцип построения:
в центре листа мы рисуем или пишем большими печатными буквами центральное слово (на примере это подарок).
У вас будет написано Александр Вампилов.
Слева в столбик вы пишите основные характеристики данного субъекта. А затем думайте какие группы образуют данные характеристики и изображаете вашу карту.
Время - 10 минут.
Максимальное количество баллов - 3. 1 балл - за правильное выполнение. 2 балла - за представление. 3 балла - за оригинальность.
8. Подведение итогов урока. Подсчёт баллов. Результат.
Учитель: обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?
Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.
Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»
– домашнее задание
Задание для внеаудиторной работы
Цель работы: развитие творческих и аналитических способностей учащихся и повышение интереса к изучению литературы.
} 1. Прочитать произведения А. Вампилова «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»
} 2. Письменный анализ одного из произведений «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты»
Алгоритм анализа:
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;
4. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний;
5. Развернутое обоснование выводов.
9. Рефлексия
Тема урока: " Александр Вампилов. Страницы жизни и творчества"
Фамилия И.О.__________________________________________________________________________
Я на занятии усвоил(а)__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осталось непонятым___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причина непонимания: а) не понимаю объяснения преподавателя
б) недостаточный уровень знаний
в) не достаточно времени
г) другое - ______________________________________________________
Мне понравилось на занятии____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не понравилось на занятии__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.