Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО используются различные формы и методы: урок-творчество, урок- беседа, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, урок-экскурсия в школьный этнографический музей. Проводим аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов.
Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича Неменского, значительное место в которой отводится изучению национально-регионального компонента. Для внедрения в учебную программу национально-регионального компонента, мною были выбраны следующие приоритеты:
1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность.
2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни, сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на мордовском языке.
3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается уважительное отношение к труду, а также различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным никого.
5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих работ.
6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в год.Содержание:
1. Вводная часть
Роль учителя изобразительного искусства в приобщении детей к народной культуре.
2. Основная часть
Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО.
3. Заключение
Региональный компонент в системе художественного образования, способствующий национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.
Заявка
на участие во всероссийской конференции
Тема «Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
Выполнила:
Кузьмина Валентина Дмитриевна
«Почетный работник общего образования РФ»
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Средняя школа №37»
430013, г. Саранск, ул. Коваленко, 38АСаранск2016
Содержание:
1. Вводная часть
Роль учителя изобразительного искусства в приобщении
детей к народной культуре.
2. Основная часть
Формирование этнокультурной компетентности учащихся
на уроках ИЗО.
3. Заключение
Региональный компонент в системе художественного
образования, способствующий национальному воспитанию
и становлению духовно развитой личности.«Этнокультурное образование школьников на уроках
ИЗО»
«Человечество прекрасно своим многообразием.
Сегодня, однако, реальностью является поиск людьми
самоидентификации
в объединениях национальных и религиозных.
Человек не может жить вне человеческой общности – любой».
Б.М. Неменский
Сотни народов в России живут в сложнейших переплетениях быта и
культуры. Во все времена в любом обществе основной функцией обучения
была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для
ее воспроизводства и развития. Без этого никакое общество развиваться и
даже просто сохраняться не может. Оно неминуемо гибнет, растворяясь в
других общностях. Так происходило не раз в истории человечества. Такая
судьба грозит любой национальной общности. Вот почему особо значимой
сейчас становится система передачи новым поколениям всех сторон
социального опыта, накопленного предками и пока не утраченного нами.
Академик Д.С.Лихачев в работе «Экология культуры» писал:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с
малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей
стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству, к человеческой культуре…» (Лихачев Д.С.2000).
Роль учителя изобразительного искусства здесь выступает на первыйплан. Приобщение детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Но, не
будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство
любви к Родине, к национальной культуре своего народа. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение. Из этого следует, что учитель изобразительного искусства
должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и
патриотом своей большой и малой родины, патриотом этнокультуры своего
народа. Только при таких условиях мы можем надеяться на сохранение
нравственной культуры и авторитета мордовского народа в будущих веках.
Перед учителем стоит широкий выбор программ, по которым он
может вести обучение. И не смотря на то, что доля художественно
эстетического образования попрежнему невероятно мала, мы все же
обязаны увеличить количество часов на этнокультурное образование и тем
самым внести свой вклад в сохранение мордовской культуры.
Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на
уроках ИЗО используются различные формы и методы: уроктворчество,
урок беседа, урокпутешествие, урок с использованием ИКТ, урок
экскурсия в школьный этнографический музей. Проводим аналогию
предметов, сопоставление с культурой других народов.
Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича
Неменского,
значительное место в которой отводится изучению
национальнорегионального компонента. Для внедрения в учебную
программу национальнорегионального компонента, мною были выбраны
следующие приоритеты:
1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны
быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство
красоты, любознательность.
2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни,
сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на
мордовском языке.
3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая
мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается
уважительное отношение к труду, а также различные стороны
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она
способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным
никого.
5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами
мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих
работ.6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не
чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в
год.
И здесь перед нами встает вопрос: значит, из года в год, изучая
орнамент вышивки или мордовский костюм, ребенок должен выполнять
однообразные зарисовки? Если так, то будьте уверены ученик, быстро
потеряет интерес к изучению родной культуры. Чтобы этого не случилось
необходимо применять различные виды художественной деятельности. В
нашей школе работает этнографический музей, где часть уроков мы
проводим с экскурсоводом. На экскурсиях в музее с учащимися проводятся
праздники, такие как «Кузьминки», где они сами главные герои; игры,
загадки.
М.
Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие
программу Б.
Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд», легко вводят национальный компонент в свои
уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся,
уже с первого класса начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во
второй четверти с Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском
орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на
предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с
другим Мастером Мастером Постройки, они путешествуют по столице
республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади
и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности
родного города. И во втором, и в третьем классе учителю необходимо
обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы
четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного
искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее
изобразительных искусств имени Степана Эрьзи, но и о художниках и
скульпторах Мордовии, ведь наша республика богата знаменитыми
самобытными мастерами. В 4 классе, после изучения культуры России,
учитель знакомит учащихся с искусством и культурой мордовского края,
рассказывая об национальных особенностях мордовского народа, добавив
темы праздников и рассказы о древних обрядах, легендах и сказаниях
мордвы.
Начальная школа заканчивает один цикл национального
компонента, а средняя школа дополняет и раскрывает новые элементы,
предназначенные для учащихся старшего возраста. В художественной
культуре мордвы народное искусство представляет явление яркое и
сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и
домашним бытом народа. Так пятый класс побывав в школьном музее,
сможет рассказать не только об особенностях исконно русского жилья, но инаходит параллель с избой мордвы, а женский костюм «мокшанки» будет
соперничать с красотой русского сарафана и с головным украшением
«эрзянской» девушки. Идет изучение народных промыслов мордовского
края, их истоков и современное развитие промыслов сегодня. Мифы
Древней Греции седьмого класса переплетаются с мифами мордвы о
«виряве» и «ведяве», а исторические эпизоды Суворова и Кутузова с
морскими боями нашего знаменитого земляка Фёдора Ушакова.
Происходит знакомство с мордовскими художниками прошлого и
современности. Ведь история Мордовии неразрывно связана с историей
великой России. И опора на национальную культуру делает естественным
приобщение детей не только к русскому, но и к мордовскому фольклору,
его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам,
учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к
изучению национальной художественной культуры.
Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной
культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства
родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных
ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества,
связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством;
наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности,
художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой
культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих
ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той
стране, тому обществу, в котором она живет.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на
сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение
регионального компонента в систему художественного образования,
способствующего национальному воспитанию и становлению духовно
развитой личности.
В настоящее время возрождается интерес к изучению народной
культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к
«народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через
практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с
жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает
осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание
человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Моя семья – моя Родина моя Земля. Этим трем этапам
соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание.
Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника,
выпускник школы найдет своё место в современном сложном
многополярном мире, став достойным представителем своего народа исвоей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении
своей жизни.
Литература:
1. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. Просвящение,2007
2. Копцев В.П.Учим детей чувствовать и создавать прекрасное.
Ярославль. Академия развития, 2001.
3. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник
материалов Всероссийской научно практической конференции, 20
ноября 2008года, г. Саранск/Сост.: Т.В.Самсонова; З.И.Акимова; МО
РМ, МРИО.Саранск,2009.352с.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа. Учебнометодическое пособие.
СанктПетербург, изд. «ДетствоПресс». 2002.
5. Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в
обучении. Учебнометодическое пособие. Белгород, 2006.
6. Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и
родному слову.// Народное образование. №1 2000.
7. Интернет ресурсы. Режим доступа.
http://ru.wikipedia.org/wiki/