«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 22.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО используются различные формы и методы: урок-творчество, урок- беседа, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, урок-экскурсия в школьный этнографический музей. Проводим аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов. Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича Неменского, значительное место в которой отводится изучению национально-регионального компонента. Для внедрения в учебную программу национально-регионального компонента, мною были выбраны следующие приоритеты: 1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. 2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни, сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на мордовском языке. 3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается уважительное отношение к труду, а также различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным никого. 5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих работ. 6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в год.Содержание: 1. Вводная часть Роль учителя изобразительного искусства в приобщении детей к народной культуре. 2. Основная часть Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО. 3. Заключение Региональный компонент в системе художественного образования, способствующий национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.
Иконка файла материала Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО.doc
Заявка на участие во всероссийской  конференции Тема «Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО» Выполнила: Кузьмина Валентина Дмитриевна «Почетный работник общего образования РФ» Учитель изобразительного искусства  МОУ «Средняя школа №37»  430013, г. Саранск, ул. Коваленко, 38АСаранск­2016 Содержание: 1. Вводная часть  Роль   учителя   изобразительного   искусства   в   приобщении детей к народной культуре. 2. Основная часть Формирование   этнокультурной   компетентности   учащихся на уроках ИЗО. 3. Заключение Региональный   компонент   в   системе   художественного образования,   способствующий   национальному   воспитанию и становлению духовно развитой личности.«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»  «Человечество прекрасно своим многообразием.  Сегодня, однако, реальностью является поиск людьми самоидентификации  в объединениях национальных и религиозных.  Человек не может жить вне человеческой общности – любой».  Б.М. Неменский   Сотни народов в России живут в сложнейших переплетениях быта и культуры. Во все времена в любом обществе основной функцией обучения была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Без этого никакое общество  развиваться и даже просто сохраняться не может.  Оно неминуемо гибнет, растворяясь в других общностях. Так происходило не раз в истории человечества. Такая судьба грозит любой национальной общности. Вот почему особо значимой сейчас   становится   система   передачи   новым   поколениям   всех   сторон социального опыта, накопленного предками и пока не утраченного нами.         Академик   Д.С.Лихачев   в   работе   «Экология   культуры»   писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого   –   с   любви   к   своей   семье,   к   своему   жилищу,   к   своей   школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране,   к   её   истории,   её   прошлому   и   настоящему,   а   затем   ко   всему человечеству, к человеческой культуре…» (Лихачев Д.С.2000). Роль учителя изобразительного искусства здесь выступает на первыйплан.   Приобщение   детей   к   народной   культуре   является   средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Но, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви   к   Родине,   к   национальной   культуре   своего   народа.   Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит  духовное самоопределение. Из этого следует, что учитель изобразительного искусства должен   быть   не   только   высококвалифицированным  специалистом,   но   и патриотом своей большой и малой родины, патриотом этнокультуры своего народа.  Только   при   таких   условиях   мы   можем  надеяться на сохранение нравственной культуры и авторитета мордовского народа в будущих веках. Перед  учителем   стоит   широкий   выбор   программ,   по  которым   он может   вести   обучение.   И   не   смотря   на   то,   что   доля   художественно­ эстетического   образования   по­прежнему   невероятно   мала,   мы  все   же обязаны увеличить количество часов на  этнокультурное образование и тем самым внести свой вклад в сохранение мордовской культуры. Для   формирования   этнокультурной   компетентности   учащихся   на уроках ИЗО используются различные формы и методы: урок­творчество, урок­   беседа,   урок­путешествие,   урок   с   использованием   ИКТ,   урок­ экскурсия   в   школьный   этнографический   музей.     Проводим   аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов. Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича Неменского,  значительное   место  в   которой   отводится   изучению национально­регионального   компонента.   Для   внедрения   в  учебную программу  национально­регионального   компонента,   мною  были   выбраны следующие приоритеты: 1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. 2.Необходимо   широко   использовать  фольклор   (мордовские   песни, сказки   легенды   и   предания   мордвы)   а   так   же   термины   и   названия  на мордовском языке. 3.Приобщать   детей   к   мордовской   культуре,   изучая   и   проигрывая мордовские   праздники  и  традиции. В них особенно ярко прослеживается уважительное   отношение   к   труду,   а   также   различные   стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4.Ознакомить   учащихся   с   мордовской  народной   вышивкой.   Она способна очаровать  душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным никого. 5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих работ.6.Изучаемые   темы   этнокультурного   образования   должны   не чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в год.       И здесь перед нами встает вопрос: значит, из года в год, изучая орнамент   вышивки   или   мордовский   костюм,   ребенок   должен   выполнять однообразные   зарисовки?   Если   так,   то   будьте   уверены   ученик,   быстро потеряет интерес к изучению родной культуры. Чтобы этого не случилось необходимо   применять  различные   виды   художественной   деятельности.  В нашей   школе   работает   этнографический   музей,   где   часть   уроков   мы проводим с экскурсоводом. На экскурсиях в музее с учащимися проводятся праздники,   такие   как   «Кузьминки»,   где   они   сами   главные   герои;   игры, загадки.   М.          Учителя   изобразительного   искусства,   работающие   и   знающие программу   Б.   Неменского   «Изобразительное   искусство   и художественный   труд»,   легко   вводят   национальный   компонент   в   свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся, уже с первого класса   начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во второй четверти с Мастером Украшения они  впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и  находить на предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с другим Мастером ­ Мастером Постройки, они путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности родного   города.  И   во   втором,  и  в  третьем   классе  учителю   необходимо обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы четвёртой   четверти   рассказывают   о   музеях   и   жанрах   изобразительного искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее изобразительных   искусств   имени   Степана   Эрьзи,   но   и   о   художниках   и скульпторах   Мордовии,   ведь   наша   республика   богата   знаменитыми самобытными   мастерами.   В   4   классе,   после   изучения   культуры   России, учитель  знакомит учащихся с искусством и культурой мордовского края, рассказывая об национальных   особенностях мордовского народа, добавив темы   праздников   и   рассказы   о   древних   обрядах,   легендах   и   сказаниях мордвы.         Начальная   школа   заканчивает   один   цикл   национального компонента, а  средняя  школа дополняет   и  раскрывает  новые  элементы, предназначенные   для   учащихся   старшего   возраста.   В   художественной культуре   мордвы   народное   искусство   представляет   явление   яркое   и сильное,   неразрывно   связанное   с   историей,   трудовой   деятельностью   и домашним   бытом   народа.   Так   пятый   класс   побывав   в   школьном   музее, сможет рассказать не только об особенностях исконно русского жилья, но инаходит параллель с  избой мордвы, а женский  костюм «мокшанки» будет соперничать   с   красотой   русского   сарафана   и   с   головным   украшением «эрзянской»   девушки.   Идет   изучение   народных   промыслов   мордовского края,   их   истоков   и   современное   развитие   промыслов   сегодня.   Мифы Древней   Греции   седьмого   класса   переплетаются   с   мифами   мордвы   о «виряве»   и   «ведяве»,   а   исторические   эпизоды   Суворова   и   Кутузова   с морскими   боями   нашего   знаменитого   земляка   Фёдора   Ушакова.  Происходит   знакомство   с   мордовскими   художниками   прошлого   и современности.  Ведь   история   Мордовии   неразрывно   связана   с  историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей не только к русскому, но и к  мордовскому фольклору, его   изобразительному   творчеству,   литературным   сказкам   и   мифам, учащиеся   познают   свою   родную   культуру,   у   них   возникает   интерес   к изучению национальной  художественной культуры.         Возрастающий,   в   настоящее   время,   интерес   к   национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства  родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей   помогает   раскрыть   в   душе   личности   человеческие   качества, связывающие   ее   со   своим   народом,   родным   домом,   краем,   Отечеством; наглядно   демонстрирует   ее   моральные   и   эстетические   ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой культуры   своеобразен,   поэтому   наряду   с   системой   общечеловеческих ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором она живет.        Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на  сегодняшний   день   наиболее   актуальным   вопросом   является   включение регионального   компонента   в   систему   художественного   образования, способствующего   национальному   воспитанию   и   становлению   духовно развитой личности.         В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую   деятельность   «единства»   и   взаимодействия   искусства   с жизнью.   Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.             Моя   семья   –   моя   Родина   ­   моя   Земля.   Этим   трем   этапам соответствует   этнокультурное,   поликультурное,   глобальное   воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник   школы   найдет   своё   место   в   современном   сложном многополярном   мире,   став   достойным   представителем   своего   народа   исвоей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни. Литература: 1. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. Просвящение,2007 2. Копцев В.П.Учим детей чувствовать и создавать прекрасное.  Ярославль.  Академия развития, 2001. 3. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник  материалов Всероссийской научно­ практической конференции, 20  ноября 2008года, г. Саранск/Сост.: Т.В.Самсонова; З.И.Акимова; МО РМ, МРИО.­Саранск,2009.­352с. 4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской  народной культуры. Программа. Учебно­методическое пособие. ­  Санкт­Петербург, изд. «Детство­Пресс». 2002. 5. Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в  обучении. Учебно­методическое пособие. ­ Белгород, 2006. 6. Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и  родному слову.// Народное образование. №1 2000. 7. Интернет ­ ресурсы. Режим доступа.        http://ru.wikipedia.org/wiki/

Посмотрите также