«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
изобразительное искусство
Взрослым
22.11.2017
Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО используются различные формы и методы: урок-творчество, урок- беседа, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, урок-экскурсия в школьный этнографический музей. Проводим аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов.
Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича Неменского, значительное место в которой отводится изучению национально-регионального компонента. Для внедрения в учебную программу национально-регионального компонента, мною были выбраны следующие приоритеты:
1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность.
2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни, сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на мордовском языке.
3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается уважительное отношение к труду, а также различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным никого.
5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих работ.
6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в год.Содержание:
1. Вводная часть
Роль учителя изобразительного искусства в приобщении детей к народной культуре.
2. Основная часть
Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках ИЗО.
3. Заключение
Региональный компонент в системе художественного образования, способствующий национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.
Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО.doc
Заявка
на участие во всероссийской конференции
Тема «Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
Выполнила:
Кузьмина Валентина Дмитриевна
«Почетный работник общего образования РФ»
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Средняя школа №37»
430013, г. Саранск, ул. Коваленко, 38А Саранск2016
Содержание:
1. Вводная часть
Роль учителя изобразительного искусства в приобщении
детей к народной культуре.
2. Основная часть
Формирование этнокультурной компетентности учащихся
на уроках ИЗО.
3. Заключение
Региональный компонент в системе художественного
образования, способствующий национальному воспитанию
и становлению духовно развитой личности. «Этнокультурное образование школьников на уроках
ИЗО»
«Человечество прекрасно своим многообразием.
Сегодня, однако, реальностью является поиск людьми
самоидентификации
в объединениях национальных и религиозных.
Человек не может жить вне человеческой общности – любой».
Б.М. Неменский
Сотни народов в России живут в сложнейших переплетениях быта и
культуры. Во все времена в любом обществе основной функцией обучения
была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для
ее воспроизводства и развития. Без этого никакое общество развиваться и
даже просто сохраняться не может. Оно неминуемо гибнет, растворяясь в
других общностях. Так происходило не раз в истории человечества. Такая
судьба грозит любой национальной общности. Вот почему особо значимой
сейчас становится система передачи новым поколениям всех сторон
социального опыта, накопленного предками и пока не утраченного нами.
Академик Д.С.Лихачев в работе «Экология культуры» писал:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с
малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей
стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству, к человеческой культуре…» (Лихачев Д.С.2000).
Роль учителя изобразительного искусства здесь выступает на первый план. Приобщение детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Но, не
будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство
любви к Родине, к национальной культуре своего народа. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение. Из этого следует, что учитель изобразительного искусства
должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и
патриотом своей большой и малой родины, патриотом этнокультуры своего
народа. Только при таких условиях мы можем надеяться на сохранение
нравственной культуры и авторитета мордовского народа в будущих веках.
Перед учителем стоит широкий выбор программ, по которым он
может вести обучение. И не смотря на то, что доля художественно
эстетического образования попрежнему невероятно мала, мы все же
обязаны увеличить количество часов на этнокультурное образование и тем
самым внести свой вклад в сохранение мордовской культуры.
Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на
уроках ИЗО используются различные формы и методы: уроктворчество,
урок беседа, урокпутешествие, урок с использованием ИКТ, урок
экскурсия в школьный этнографический музей. Проводим аналогию
предметов, сопоставление с культурой других народов.
Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича
Неменского,
значительное место в которой отводится изучению
национальнорегионального компонента. Для внедрения в учебную
программу национальнорегионального компонента, мною были выбраны
следующие приоритеты:
1.Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны
быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство
красоты, любознательность.
2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни,
сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на
мордовском языке.
3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая
мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается
уважительное отношение к труду, а также различные стороны
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она
способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным
никого.
5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами
мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих
работ. 6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не
чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в
год.
И здесь перед нами встает вопрос: значит, из года в год, изучая
орнамент вышивки или мордовский костюм, ребенок должен выполнять
однообразные зарисовки? Если так, то будьте уверены ученик, быстро
потеряет интерес к изучению родной культуры. Чтобы этого не случилось
необходимо применять различные виды художественной деятельности. В
нашей школе работает этнографический музей, где часть уроков мы
проводим с экскурсоводом. На экскурсиях в музее с учащимися проводятся
праздники, такие как «Кузьминки», где они сами главные герои; игры,
загадки.
М.
Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие
программу Б.
Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд», легко вводят национальный компонент в свои
уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся,
уже с первого класса начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во
второй четверти с Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском
орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на
предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с
другим Мастером Мастером Постройки, они путешествуют по столице
республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади
и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности
родного города. И во втором, и в третьем классе учителю необходимо
обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы
четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного
искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее
изобразительных искусств имени Степана Эрьзи, но и о художниках и
скульпторах Мордовии, ведь наша республика богата знаменитыми
самобытными мастерами. В 4 классе, после изучения культуры России,
учитель знакомит учащихся с искусством и культурой мордовского края,
рассказывая об национальных особенностях мордовского народа, добавив
темы праздников и рассказы о древних обрядах, легендах и сказаниях
мордвы.
Начальная школа заканчивает один цикл национального
компонента, а средняя школа дополняет и раскрывает новые элементы,
предназначенные для учащихся старшего возраста. В художественной
культуре мордвы народное искусство представляет явление яркое и
сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и
домашним бытом народа. Так пятый класс побывав в школьном музее,
сможет рассказать не только об особенностях исконно русского жилья, но и находит параллель с избой мордвы, а женский костюм «мокшанки» будет
соперничать с красотой русского сарафана и с головным украшением
«эрзянской» девушки. Идет изучение народных промыслов мордовского
края, их истоков и современное развитие промыслов сегодня. Мифы
Древней Греции седьмого класса переплетаются с мифами мордвы о
«виряве» и «ведяве», а исторические эпизоды Суворова и Кутузова с
морскими боями нашего знаменитого земляка Фёдора Ушакова.
Происходит знакомство с мордовскими художниками прошлого и
современности. Ведь история Мордовии неразрывно связана с историей
великой России. И опора на национальную культуру делает естественным
приобщение детей не только к русскому, но и к мордовскому фольклору,
его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам,
учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к
изучению национальной художественной культуры.
Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной
культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства
родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных
ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества,
связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством;
наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности,
художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой
культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих
ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той
стране, тому обществу, в котором она живет.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на
сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение
регионального компонента в систему художественного образования,
способствующего национальному воспитанию и становлению духовно
развитой личности.
В настоящее время возрождается интерес к изучению народной
культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к
«народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через
практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с
жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает
осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание
человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Моя семья – моя Родина моя Земля. Этим трем этапам
соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание.
Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника,
выпускник школы найдет своё место в современном сложном
многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении
своей жизни.
Литература:
1. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. Просвящение,2007
2. Копцев В.П.Учим детей чувствовать и создавать прекрасное.
Ярославль. Академия развития, 2001.
3. Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник
материалов Всероссийской научно практической конференции, 20
ноября 2008года, г. Саранск/Сост.: Т.В.Самсонова; З.И.Акимова; МО
РМ, МРИО.Саранск,2009.352с.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Программа. Учебнометодическое пособие.
СанктПетербург, изд. «ДетствоПресс». 2002.
5. Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в
обучении. Учебнометодическое пособие. Белгород, 2006.
6. Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и
родному слову.// Народное образование. №1 2000.
7. Интернет ресурсы. Режим доступа.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
«Этнокультурное образование школьников на уроках ИЗО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.