Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"
Оценка 4.7

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
изобразительное искусство
Взрослым
02.10.2017
Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"
В современном образовании важно уделять внимание нравственности. Уроки искусства большое подспорье. Искусство очеловечивает, но не назиданием: «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению грамотного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного».
доклад по изо.doc
Человек по сути своей художник,                                            так или иначе он всюду стремится вносить в свою жизнь  красоту. М.Горький Общество все больше требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших   учеников.   Это   значит,   что   мы   должны   сконцентрировать   в   своих   руках   все   виды воздействия   на   личность   ребенка.   К   сожалению,   образование   перестало   отвечать   своему предназначению, ограничившись  лишь «загрузкой» школьников знаниями об основах наук и к заучиванию и сдаче тестов и экзаменов. Однако человек – не только плоть, но и душа, у которой то же есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.  В   нашей   стране   создали   лучшую   в   мире   классическую   литературу,   шедевры музыкального   и   изобразительного   искусства.   Ни   один   народ,   пожалуй,   не   имеет   такого наследия.   Это   увеличение   человеческого   в   человечестве,   но   большинство   современной молодежи   это   отталкивает.   Дети   подчас   «зависают»   перед   компьютерами,   что   сейчас считается   современным.   Но   что   они   с   этого   имеют?   С   одной   стороны,   когда   ребенок   с компьютером   «на   ты»,   у   него   вырабатывается   быстрота   реакции,   он   учится   выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном   мире   может   нарушить   адекватное   восприятие   мира   реального,   что   может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят,   приучает   действовать   по   определенному   образцу,   алгоритму,   и   закрепляет шаблонность   мышления,   заглушая   их   творческий   потенциал.   И   это   является     одной   из серьезных современных проблем в преподавании ИЗО.  Цинизму, присущему молодежи, сопутствует отсутствие общественного идеала. Но без него  нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем  есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам,  интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное,  гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней  культуры – очень сложная проблема. И основной задачей учителя ИЗО является  формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с  искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей  творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и  ценить искусство. На начальном этапе своей педагогической деятельности я преподавала по программе В.С. Кузина. основной акцент в преподавании  ИЗО был направлен, на обучение графическим навыкам, работе цветом, композиционному построению. Меня же волновало больше духовно­ нравственная сторона предмета ИЗО. Было важно уделить внимание таким вопросам: «Для чего нужно создавать графические живописные работы? Только ли для совершенствования работы руки и глаза?» Ведь основное в искусстве то, что хочет сказать художник и как ему это удается. И когда я в 80­е годы прочитала книгу Б.М. Неменского «Мудрость красоты», я 2 нашла   в   ней   ответы   на   многие   мои   вопросы.По   мнению   Б.М.   Неменского   ­   искусство совершает гигантскую работу по нравственно­эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственно ­ эстетических ценностей, к находкам, ошибкам.  Искусство очеловечивает, но не назиданием:  «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению грамотного, многовекового людского опыта   восторга   и   презрения,   любви   и   ненависти   для   формирования   собственного   опыта отношений,   поисков   сегодняшних,   «сугубо   личных»   критериев   нравственного   и безнравственного». Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой, основой  которой являются:     эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания; диалогический характер художественного восприятия; творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция; коллективная форма восприятия искусства, ее «соборность»;   Жизнь в эпоху научно­технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. И  она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости  мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем, т. е. быть творческой личностью. Творчество – это не  удел только немногих избранных людей, гениев. Творчество существует везде, где человек  воображает, изменяет и создаёт что­то новое.  Творчество – необходимое условие  существования человека в каждодневной окружающей нас жизни. Вся наша деятельность должна быть подчинена прежде всего воспитанию духовно­ нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории  мирового искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества.  Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и  эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга,  проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и  художественными средствами. Но для нравственно­возвышенного восприятия искусства  нужно, чтобы человек был уже в какой то степени готов оценить моральный образ мысли и  действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание  определенным образом прояснило нравственные чувства. Прежде чем изучать мир художественной культуры, необходимо учиться чувствовать и понимать мир искусства, нужно быть готовым к ее восприятию. Искусство требует умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила искусственного образа требует   способности   сотворчества,   Талантливое   художественное произведение   побуждает   нас   думать,   анализировать   жизнь,   строить   догадки,   что­то представлять,   воображать,   искать   отзвук   своим   чувствам,   переживанию,   настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Приобщения к этому происходит на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского, Начиная с 1­го класса и до 8­го, эта программа помогает тонко чувствовать искусство, понимать его и пробовать самому создавать   художественные   произведения   (предполагаются   классные   и   домашние практические задания по изученным темам).   сопереживания. Уроки   помогают       развивать   человеческие   качества,   высокую   эмоциональность. творческое воображение. 3 Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро. Важно развивать точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления,   факты,   события,   что   требует   развитого   образного   мышления,   воображения, фантазии. Действительно, возможность создавать что­либо новое, необычное, закладывается в детстве,  через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение, именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти  до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным  для развития образного мышления и воображения.  Поэтому на занятиях предлагаются  практические задания, например, выполнить рисунок в определенном художественном стиле  или разных художественных манерах..  Хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по­настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется   некий   страх   перед   созданием   композиции.   Этому   способствуют   увлечение компьютером, и малое количество  уроков искусства    1­2занятия  в неделю,  хотя во всем цивилизованном мире в школах искусство преподают 4­5 раз в неделю на протяжении 10­12 лет.   По   программе   Б.Неменского   первоначальные   представления   об   ИЗО   и   о   триаде художественной  деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной – ученики получают уже с начальной школы. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по­новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. На   уроках   изобразительного   искусства   тоже   возможно   заложить   прочные   основы нравственности,  духовности,  дать  школьникам   истинные  эстетические  ориентиры,   то есть сформировать   культуру,   отсутствие   которой   столь   болезненно   сказывается   на   истории государства последних десятилетий.   Программа Б.Неменского ориентирована на поднятие духовных   ценностей,   эмоциональной   развитости,   связывания   получаемых   знаний   с искусством, определяющим человека в повседневной жизни.  Искусство   формирует,   совершенствует   проявившуюся   в   нем   универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту и труде.  4

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"

Доклад на тему"Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.