Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС
Шамсутдинов Р.Ф., учитель изобразительного искусства
МБОУ Средняя школа №75 имени В.Ф.Маргелова, г. Ульяновск,
В условиях динамично развивающегося общества меняются приоритеты воспитания, т.к. меняются и наши дети. Для них становится важным, чтобы заметили их одаренность, помогли стать успешными, поддержали в стремлении творить и созидать. И когда будут созданы эти необходимые условия, мы сможем выполнить социальный заказ общества, который определяет цель, ориентированную на формирование образованной, творческой, социально-ответственной личности, готовой вступить в процесс обновления общества.
Исходя из этих условий, возникает потребность создать такую среду, в которой каждый живущий сегодня человек стремился бы улучшать окружающую жизнь.
В чем заключается смысл современного образования?
Современное общество считает, развитие личности школьника смыслом и целью образования, а стратегической целью образования - стимулирование его активности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [2].
Создаваемая сегодня творческая среда, от которой зависит формирование личности младшего школьника, должна основываться на творческом содружестве учителя и учащегося. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации (2001) подчеркивается, что «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества является одним из важнейших способов формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1].
Для выполнения поставленных обществом задач перед современной школой, необходимо изучить запросы сегодняшнего ребенка, окунуться в его мир и постараться его привести в мир красок, творчества и созидания.
Современная активная жизнь создала объективные причины для того, чтобы ученые, художники, писатели, педагоги не могли рассматривать отдельно взятые явления без их связи с общим процессом развития общества, единства разных наук и искусств. Актуальность данной проблемы отмечается и в стандартах второго поколения, которые требуют организацию внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В частности, отмечается , что «внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной) , в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации».
Именно этому и служит вся внеурочная деятельность, основанная на дополнительном образовании, которая, прежде всего, направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Основная цель образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС-содействие становлению личности младших школьников в организации социально-значимой, творческой деятельности. В ходе реализации новых образовательных стандартов в области художественного образования предполагается решение следующих задач:
-формировать основы гражданской идентичности;
-чувство причастности и гордости за свою Родину;
-уважение истории и культуры народа;
-воспитание в каждом ученике трудолюбия;
-уважение прав и свобод человека;
-любовь к окружающей природе, Родине, семье;
-воспитывать нравственные качеств личности;
-способствовать освоению основных социальных ролей, моральных и этических норм [4].
Организация учебной и внеурочной деятельности младших школьников требует учета их возрастных и психологических особенностей. Младшие школьники отличаются большой активностью, желанием познать новое, наблюдательностью, проводить простейшие операции по анализу и синтезу, тягой к изобразительной деятельности в графике, запечатлеть в цвете свои впечатления и чувства. Задача учителя заключается в том, чтобы замечать в каждом школьнике личность, способствовать развитию его творческих способностей. Учет вышеперечисленных факторов в развитии младших школьников положительно сказывается в организации учебно-воспитательного процесса.
Как известно, процесс воспитания носит непрерывный характер и осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.
С целью развития познавательных и творческих способностей ребенка во внеурочное время мною была разработана рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 2-3 классов на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Е.И. Коротеевой под редакцией В.А. Горского. М., «Просвещение», 2011 г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир глазами художника» уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся основной школы. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интегрировать предметные области в формировании целостной картины мира и развивать универсальные учебные действия;
- формировать информационную грамотность современного школьника;
- развивать коммуникативную компетентность;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, соотносить к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся [3].
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Учебные задачи программы:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- освоить основные правила изображения;
-овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-развить стремление к общению с искусством;
Обучающие задачи (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
- обучать детей творчески реализовывать себя в работах с различными художественными материалами: акварелью, гуашью; графическими: карандашом, гелевой ручкой, сангиной, соусом и в различных техниках (бумагой, природными материалами, с пластичными и другими подручными материалами)
- познакомить с искусством компоновки, стилистики и украшения и, грамотного построения декоративной композиции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
-формировать уважительное отношение к истокам искусства,
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира
-развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-формировать основы духовно-нравственной культуры.
Развивающие (совершенствование общих способностей, приобретенных детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развить у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;
-развить у детей художественно-образное видение мира;
-развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
-улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
-формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Творческие задачи:
- уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Решение перечисленных выше задач осуществляется в разных видах деятельности. В частности, это и занятия живописью, графикой, занятия по созданию скульптур из пластилина и соленого теста, аппликацией и бумажной пластикой, в работе с природными материалами, организацией и обсуждением выставок детских работ.
В поддержании интереса учащихся к творческой деятельности должны помочь разнообразие форм организации внеурочной деятельности. Проведение теоретических занятий в форме бесед, сообщений, с привлечением самих учащихся к поисково-познавательной деятельности (поиск интересного материала по теме в интернете) и становлению их активными участниками бесед, организация встреч с интересными людьми и многие другие формы.
Организация практической деятельности предполагает использование таких форм, как творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективно-творческие дела, викторины, интеллектуально-познавательные игры, презентации.
Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся, развивает интерес к окружающему миру (создание образов животного и растительного мира).
Реализация установок программы «Смотрю на мир глазами художника» способствует развитию творческих способностей учащихся. Учащиеся, занимающиеся по данной программе, являются активными участниками различных конкурсов и выставок детского рисунка и прикладного творчества. Так, учащиеся Усинский Максим, Антуфьева Ульяна, Кононенко Марина, Крючкова Вероника, Садриева Аделя, Джаббаров Линар являются активными участниками Всероссийского конкурса рисунков и поделок «Моя галерея» (Санкт-Петербург), их работы удостоены сертификатов и дипломов конкурса. В Международном конкурсе «Творческая планета» учащиеся Кононенко Марина, Крючкова Вероника удостоены Дипломов 1 степени.
Практическая реализация данной программы во внеурочное время способствует духовно-нравственному, интеллектуально-творческому становлению личности школьника в процессе освоения художественной культуры, создает условия для развития национальной самобытности, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, истории и географии своей страны.
Список литературы:
1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Е.И. Коротеевой под редакцией В.А. Горского. М., «Просвещение», 2011 г. - с.22-23.
4. ФГОС Начальная школа. 1-4 классы. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 Г.№ 2357.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.