Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования
Оценка 4.9

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.03.2018
Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования
Для современного поколения необходимо знать о традициях своих предков.очень важно вовлечь учащихся в активное изучение родного края, его культуру. В ГБУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко разработан проект "Областная детская этнографическая экспедиция "Радуга" с целью организации этнокультурного воспитания учащихся. Данная проблема очнь актуальна для многонационального и пограничного региона.
статья ЦМО.docx
Национальная политика Оренбуржья, отвечающая интересам и потребностям всех этнических групп                     Оренбургский   край   исторически   сформировался   как   многонациональный   и поликонфессиональный регион. Поэтому в Стратегии социально­экономического развития на период до 2020 года на территории Оренбургской области губернатором Юрием Бергом поставлена   задача   ­   разработать   и   реализовать   комплексный   план   действий   по гармонизации   межнациональных   отношений   на   территории   области,   этнокультурному развитию народов, населяющих  Оренбуржье.          В рамках комплексного плана осуществляется постоянная работа, направленная на сохранение стабильности в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, повышение   уровня   толерантности   и   удовлетворение   этнокультурных   потребностей жителей Оренбуржья.                    В области работает   программа «Реализация модели региональной национальной политики   Оренбургской   области»,   которая   финансируется   из   областного   бюджета.   Во многом   благодаря   вниманию   органов   власти   к   вопросам   межнациональных   отношений, взаимодействию   с   институтами   гражданского   общества   Оренбуржье   входит   в   число этнополитически стабильных регионов.             Органы государственной власти взаимодействуют с действующими на территории области   национально­культурными   общественными   объединениями.   Продолжают   свою работу   Совет   по   делам   национальностей   при   Губернаторе   Оренбургской   области   и областной межнациональный координационный совет.                              В рамках реализации региональной национальной политики, при поддержке Правительства   Оренбургской   области   национальными   центрами   проводятся   различные этнокультурные   мероприятия,   многие   из   которых   проходят   на   базе   национальных подворий,   расположенных   в   культурном   комплексе   «Национальная   деревня». Продолжается   научно­исследовательская   деятельность,   направленная   на   изучение этнической культуры народов Оренбуржья и современных этнополитических процессов.  Для справки:              Результаты   Всероссийской   переписи   населения   2010   года   свидетельствуют   об определенных   изменениях,   которые   происходят   в   этнической   структуре   оренбургского общества.   Сегодня   на   нашей   земле   в   традиционном   добрососедстве   проживают представители 126 национальностей. Общая численность населения области составила 2 млн. 33 тыс. человек.                      Несмотря на то, что доля русского населения в общей численности населения области   за   межпереписной   период   увеличилась   с   74,0   %   до   75,9   %,   в   абсолютных показателях численность русского населения сократилась на 146,5 тыс. человек. Стабильна доля   татарского   (7,6   %)   и   башкирского   (2,3   %)   населения.   Соответственно   по   этим этническим общностям также наблюдается сокращение численности: татары – на 14,5 тыс. человек, башкир  – на 6 тыс. человек.  Несколько  увеличилась  процентное соотношение казахского населения (с 5,8 до 6,0 %). При этом общая численность казахского населения сократилась на 5,3 тыс. человек.              Существенно уменьшилась численность украинцев (на 27,3 тыс. человек), мордвы (на 13,8 тыс. человек), чувашей (на 4,7 тыс. чел.), немцев (на 5,9 тыс. чел.), белорусов (на 3,6 тыс. чел.). Данные о численности армян (0,5 %) и азербайджанцев (0,4 %) не претерпели значительных изменений.                                   На территории Оренбуржья действуют 387 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Из них, в состав Русской православной церкви входит 208 местных   приходов.   Мусульмане   Оренбуржья   зарегистрировали   110   религиозных объединений   и   организаций.   Протестантизм   в   Оренбуржье   является   третьим   по численности   вероисповеданием,   объединяющим   11   деноминаций   (лютеране,   меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны, «Свидетели Иеговы»)  и насчитывающим 55 организаций.             Остальные конфессии (католики, старообрядцы, Армянская апостольская церковь и Православная автономная церковь) малочисленны и представлены 1­5 организациями.                         За   столетия   совместной   жизни   на  одной   территории   между   славянскими, тюркскими,   финно­угорскими   народами   сложились   уникальное   взаимопонимание, уважение друг к другу и, что чрезвычайно важно, веротерпимость. Все это предопределило в   качестве   одного   из   приоритетных   направлений   в   деятельности   региональной   власти национальную политику, отвечающую интересам и потребностям всех этнических групп, проживающих в регионе.                       В области созданы и активно действуют более 130 национально­культурных общественных   объединений.   Свои   национальные   организации   имеют   представители   24 этнических групп населения. Материалы портала  Правительства Оренбургской области  «Оренбуржье» Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования Каждый народ, своеобразно своим характером,  происходящим от местности, от единства или  разнообразия элементов, из коих образовалась его  жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она  развилась, играет в великом семействе  человеческого рода свою особенную, назначенную  ему роль, и вносит в общую сокровищницу его  успехов на поприще самосовершенствования, свою  долю, свой вклад.                                                                   В. Белинский        Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня   и   профессиональные   педагоги,   и   простые   обыватели   солидарны   в   том,   что большую   роль   в   воспитании   играет   приобщение   детей   и   подростков   к   истокам традиционной   культуры   этносов,   проживающих   рядом,   на   территории   малой   Родины, региона, страны. Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили,   каковы   были   традиции,   язык,   обычаи.   Очень   важно   вовлечь   детей   в   активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.        В связи с этим в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В. П.   Поляничко   разработан   проект  «Областная   детская   этнографическая   экспедиция «Радуга»   как   средство   воспитания   этнокультуры   школьников»  с   целью   организации этнокультурного   воспитания   школьников   через   областную   детскую   этнографическую экспедицию «Радуга» в многонациональном регионе, где решается проблема противоречия между   необходимостью   сформировать   толерантную   личность,   способную   эффективно взаимодействовать   с   представителями   других   культур   в   условиях   поликультурного общества,   и   недостаточной   эффективностью   традиционных   средств   этнокультурного воспитания. Этот проект реализуется с 1997 года и охватывает почти всю территорию Оренбургской области.           В ходе реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности:  ­ координация работы  учреждений дополнительного образования  области; ­ организация поисково­исследовательской деятельности учащихся по изучению историко­ культурного наследия многонационального Оренбуржья; ­ взаимодействие  с национально­культурными центрами области; ­   организация   детских   этнографических   фестивалей,       ярмарок   и   выставок   народного творчества и промысла; ­   Взаимодействие   со   СМИ   для   освещения   положительного   опыта   в   решении   проблем осуществления национальной политики  в сфере дополнительного образования детей. Организаторы экспедиции выезжают в учреждения дополнительного образования, школы   районов   области   для   открытия   детских   фольклорно   —   этнографических коллективов,   выявления   направлений   деятельности,   оказания   методической   помощи педагогам,   занимающимся   воспитанием   этнокультуры;   проводят   консультации,   беседы; выявляют проблемы создания и деятельности детских фольклорно — этнографических коллективов, определяют направление их деятельности.     На примере лучших создаются видеофильмы, которые демонстрируются на телеканале «Регион», пропагандируя культуру народов многонационального Оренбуржья. В   районных   учреждениях   дополнительного   образования       работа   строится   на основании   положения,   созданного   организаторами   областной   детской   этнографической экспедиции   «Радуга».   Проводятся   районные   детские   этнографические   фестивали,   где встречаются дети разных национальностей, рассказывают о своих обрядах и традициях, угощают друг друга национальными блюдами, играют в народные игры. Такие мероприятия учат школьников обретать уважение к чести и достоинству каждого народа, показывают, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, какой он человек, а не к какой национальности принадлежит.   Лучшие   детские   фольклорно   —   этнографические   коллективы   области ежегодно   участвуют   в   областном   детском   фольклорно   этнографическом   фестивале «Радуга».             В рамках проекта областной детской этнографической экспедиции «Радуга» в 2011г. создан дистанционный тур по этнографии «Родник чистой души». Главная цель  проекта – это   образовательная   деятельность   для   детских   фольклорно   –   этнографических коллективов   области.   Дистанционный   тур   по   этнографии   «Родник   чистой   души» предназначен   для   детей   разного   возрастного   и   интеллектуального   уровня.   Вариативное содержание     позволяет   работать   с   материалами   и   проблемами   народной   культуры практически   в   любом   возрасте,   в   том   числе,   как   младшими,   так   и   со   старшими подростками,   при   этом,   разумеется,   учитывая   разницу   возрастных   возможностей, влияющих на методику работы.                          Организация   дистанционного   тура   по   этнографии   «Родник   чистой   души» способствует: ­  созданию условий для развития этнокультурного образования детей; ­  повышению качества образования на селе; ­  развитию новых видов деятельности.  ­  созданию банка программно — методического обеспечения;   ­   предоставлению учащимся     возможности соревнования в масштабе, выходящим за рамки села, района, и применения своих знаний в новом контексте;   ­     активизации   внеклассной   и   внешкольной   работы   в  образовательных   учреждениях   в рамках внеурочной деятельности по ФГОС;   ­   налаживанию   связей   между   средним   и   дополнительным   образованием   в   духовно   – нравственном и обще культурном направлениях;   ­   гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений в Оренбургской области и улучшению показателей национальной толерантности школьников.                      На сайте Областной детской   этнографической экспедиции «Радуга» в течение полугода размещается курс лекций  на темы: 1 2 3 4 «Устное  народное творчество»  «Традиционная культура народов Оренбуржья» «Народно­прикладное творчество»  «Традиционные календарные праздники» В   разработке   лекций   участвуют   ведущие   специалисты   и   педагоги   нашей   области. Первую   половину   года   образовательная   деятельность   в   фольклорно­этнографических коллективах области опирается на эти лекции. Эта деятельность вызвала большой интерес не только у педагогов, но и у детей, участников этнографических экспедиций, фестивалей, профильной смены. Поэтому на сайте завязался диалог из вопросов и ответов. По   результатам   этого   курса   лекций   составляются   тестовые   задания.   Тестовые задания представляют собой 30 вопросов, разбитых на три группы сложности (по 3, 4 и 5 баллов за правильный ответ), на каждый вопрос предлагается три  варианта ответа.   В   рамках   модернизации   дополнительного   образования   идет   обновление   технологий,   и ставятся приоритеты на проектную и исследовательскую деятельность детей. Организация областного   дистанционного   тура   по   этнографии   «Родник   чистой   души»   может   стать методическим   центром   для   педагогов   дополнительного   образования,   руководителей детских   этнографических   коллективов,   методистов   учреждений   дополнительного образования области, занимающихся вопросами этнокультурного и духовно нравственного воспитания.    Перспектива развития областного дистанционного тура предполагает расширение его   географических   границ,   создание   учебно   –   методической   структуры.   Для   этого необходимо   использовать   дистанционные   технологии   организации   в   сочетании   с традиционными.

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования

Этнокультурное воспитание в системе дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018