Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Энгельского муниципального района Саратовской области
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: учитель-логопед
Сенченко Валентина Викторовна
Едва ли можно найти материал болееблизкий, затрагивающий интересы ипотребности детского возраста и поэтомусамый занимательный, чем тот, которыйсвязан с детским бытом, с повседневнойдетской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий радости детской народной массы. Это – детский фольклор. Г.С. Виноградов.
В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Проблема воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.
Как правило, у детей-логопатов наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звукослоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи.
Чаще всего дети не владеют достаточной информацией о родном крае, его традициях и обычаях, соответственно, перед педагогами ДОУ стоит задача предоставления такой информации, направленной в том числе и на формирование бережного и уважительного отношение к малой Родине.
Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить, поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Проведенный мною анализ логопедической коррекционно-развивающей работы позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народной педагогики в коррекционной работе с детьми с речевыми расстройствами.
Проходя через малые фольклорные формы у детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., это все –древнейшая логопедия. И она не только открывает звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяет, обогащает, активизирует словарный запас ребенка.
Логопедические занятия с использованием методов и средств народной педагогики проводятся преимущественно в игровой форме. Народные игры, простые и доступные по своему содержанию, помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций, отражающих быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу.
В целом, содержание, методы и приемы логопедической работы, построенной на этнопедагогическом материале, на мой взгляд, направлены на решение ряда коррекционных задач. Это формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия, развитие грамматического и семантического компонентов речи, развитие выразительности речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.