Это важно для меня.

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.docx

Тема: Это важно для меня!

Содержание занятия: игра на выявление ценностных ориентиров и круг «личностно-экологических» проблем детей, на корректировку которых необходимо обращать основное внимание в образовательном процессе, а также на выявление преобладающего типа экологического сознания (антропоцентрическое, экоцентрическое)

Основная цель занятия: определение системы ценностей детей

Продолжительность занятия: 90 минут.

Необходимые материалы и оборудование:

1.       Веревка (бельевая) длиной 2 м

2.       Бельевые прищепки

3.       Набор карточек:

1.       Солнце

2.       Семья

3.       Божья коровка

4.       Автобус

5.       Компьютер

6.       Дерево

7.       Самолет

8.       Церковь

9.       Дятел

10.    Дом

11.    Автомобиль

12.    Корова

13.    Обувь

 

14.    Волк

15.    Одежда

16.    Шоколад

17.    Жук усач

18.    Ювелирные украшения

19.    Наука

20.    Планшет

21.    Велосипед

22.    Медицина

23.    Телевизор

24.    Книга

25.    Еда

 

 

Рекомендации:

 

Ведущий игры:

В мире, нас окружающем, в изобилии есть различные предметы, вещи, явления, ситуации, объекты.  У каждого человека – своя картина мира. Она складывается благодаря многим факторам – тому, что в нас вложили наши родители, тому, какой пример они нам показывали, тому, чему научили нас наши учителя и педагоги, какие фильмы мы смотрели, какие книги читали.

Каждый день мы выстраиваем свою жизнь исходя из собственных потребностей, каждый день мы делаем выбор в пользу тех или иных ценностей, человеческих отношений, выбираем, какие дела необходимо решить сиюминутно, не откладывая на завтра, а какие – могут подождать. Выбор мы оставляем на том, что важно для нас самих, вне зависимости от мнения по этому поводу других. (Это важно мне, не важно, что скажут другие). Мы сами делаем нашу жизнь такой, какая она есть. Каждый из нас является автором своей жизни. Так движется жизнь.  И движется она стремительно. Мы испытываем счастье, радуемся, мечтаем, планируем, влюбляемся, иногда огорчаемся, печалимся, тревожимся…

Наша большая жизнь складывается из мелочей, на которых мы останавливаем свой выбор.

Я в определенной последовательности буду открывать карточки. Условие игры – из 25 карточек вы можете выбрать только 10, после совместного обсуждения вы принимаете единогласное решение в пользу изображенного на карточке предмета (вещи, явления). Если вы выбираете карточку, то она вывешивается на импровизированном стенде (натянутая бельевая веревка) с помощью прищепок (так гораздо интереснее).  В случае разногласий, если вы не можете прийти к единогласному решению, но среди вас есть такой игрок, который уверен в необходимости обязательного выбора данной карточки, то он может обосновать и доказать важность изображенного на карточке предмета (вещи, явления) и тем самым остановить на нем выбор, причем всей группы. Если хотя бы один игрок не согласен с мнением группы, то карточка откладывается в сторону. 

 

После окончания выбора карточек, происходит обсуждение получившейся картины. Ведущий игры задает следующие вопросы:

1.         Почему остановили свой выбор (например, на семье, велосипеде)?

2.         Почему не выбрали (например, божью коровку или жука усача)?

3.         Вам нравится ваша картина мира?

4.         Что бы вы поменяли?

5.         Легко ли вам было договориться?

6.         Всегда ли вас слышали другие игроки?

7.         Легко ли вам было доказать свою правоту?

После обсуждения ведущий предлагает участникам изменить получившуюся картину мира и поменять три карточки (теперь игроки уже знают, что изображено на карточках).

 

Ведущий:

А теперь каждый из вас представьте, что все богатства мира находятся в ваших руках, НО! на планете вы остались в единственном числе, никого кроме вас на земле нет, вы – один, нет ни родителей, ни родственников, ни друзей. Нет вообще никого, только ты один в единственном числе. Нужны ли эти богатства, когда ты один?

Возникает вопрос – что для человека является наивысшей ценностью (предполагается, что игроки выйдут на ответ – другой человек). Как часто в жизненных мелочах мы не замечаем самого важного – человека рядом с собой, человека, дорого и любимого (родителей, братьев, сестер, друзей, любимых). Как часто мы говорим не те слова, которые должны были бы сказать. К сожалению, бывает, что нам легче сказать неправильные слова, и сложно договориться, пойти на уступку, сложно высказать свою любовь, уважение, сложно выразить свои чувства. 

В процессе игры участники определяют свое отношение к природе и своему природному окружению. Как показывает опыт проведения этой игры в других группах, игроки не видят ценности в таких объектах как отдельные насекомые, животные и растения. Если они их выбирают, то только с позиции того, насколько они полезны человеку (например, корова – источник молока и мяса для полноценного питания человека, дерево – источник кислорода для дыхания человека, источник стройматериалов, ресурс для промышленности). К сожалению, игроки не рассматривают живую природу как самоценный объект, как основной компонент и условие жизни человека. Подавляющее большинство играющих не оценивает степень важности отдельных живых организмов для себя лично, не понимает сложную систему взаимосвязей в природе, частью которой является и человек, не понимает опасность выпадения отдельных звеньев из сложной системы жизнеобеспечения на Земле.

 Устройство природы чрезвычайно мудрое, ею не создан ни один биологический вид, который можно было бы назвать бесполезным, лишним, не играющим своей роли в жизнеобеспечении на планете (а что по этому поводу сказали игроки об усаче?). Нам так привычно делить организмы на «полезных» и «вредных», решать, кто имеет право на жизнь, а кто такого права не имеет (а потому мы легко можем раздавить их ботинком, сперва создать для них идеальные условия для массового размножения, а потом обработать пестицидом, лишить собственного места обитания, лишить их потомства, лишить жизни, ….).

Игра позволяет определить тип экологического сознания игроков. Если игроки испытывают к природным объектам чувство сопереживания, принимают наличие равных прав на их существование, не подчиняют их деятельность интересам человека – то это экоцентрический тип сознания. Если выбор игроков останавливается на материальных ценностях, а природные объекты выбираются с позиции их полезности для человека – то имеет место антропоцентрический тип сознания.

 

При подведении итогов игры важно обратить внимание играющих на то, что:

Во-первых, все, что делается человеком теряет смысл, если рядом нет других людей, человек не может жить один, он социальное существо. Человеку для счастья и гармонии нужен другой человек.

Во-вторых, ценности могут быть материальными (компьютер, велосипед, айфон, шоколад, красивая одежда и многое другое), без которых худо-бедно, но прожить возможно. А вот без ЭКОЦЕННОСТЕЙ (например, дятел, поддерживающий баланс фитофагов; здоровый лес, обеспечивающий возможность гармоничного существования видов), играющих самую главную роль в нашем жизнеобеспечении – это целостность связей, это качество воздуха, воды, почв и т.д. – прожить невозможно.

ВАЖНО! Довести до детей в ходе обсуждения:

ü  умение видеть невидимое, не просто смотреть, но увидеть

ü  умение слушая другого – услышать его

ü  умение донести до слушающего свою мысль

 

 

В конце занятия зачитайте детям притчу о счастье и богатстве.

Хинг Ши не был богатым человеком, при том, что у него была процветающая школа, в которой обучалось множество юношей, приезжавших к нему со всего Китая.

Однажды один из учеников спросил его:

- Учитель, слава о тебе гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству?

- У меня есть все, что мне нужно для жизни, - ответил Хинг Ши.

- Но ведь ты мог бы иметь гораздо больше, - возразил ученик.

- Человек, собирающий вокруг себя непомерные блага, похож на путника, который по пути собирал все ценное, что попадалось ему, а потом нес это, сгибаясь под неимоверной тяжестью своей ноши. Когда же он почти достиг своей цели, оказалось, что дорогу ему преграждает высокая стена, которую следовало непременно преодолеть, но нельзя было ни обойти, ни сломать, лишь перелезть, да и то, бросив все, что он нес с собой. Но у человека не было иного выбора, поэтому он оставил у стены все, что с таким трудом тащил на своей спине.

Хинг Ши сделал небольшую паузу, а потом добавил:

- Мы приходим в этот мир с пустыми руками и уходим из него, оставляя все, что нажили. Так есть ли смысл собирать то, что не является необходимым, лишь из жадности, зная, что потом придется не только нести на себе непомерный груз, но и бросить его в конце своего пути? Не лучше ли пройти свой путь налегке?