«…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Оценка 5

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.07.2020
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
Этот мир очарований, этот мир из серебра.docx

Тема.  «…Этот мир очарований, этот мир из серебра». 11 класс

Цель. Ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.
Задачи.
Образовательные.

1.Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.

2.Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

3.Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.

4.Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

Развивающие.

1.Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.

2.Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

Воспитательные.

1.Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.

2.Воспитывать внимание к поэтическому слову.

                                               Ход урока

Учитель.

   Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

 Я произношу слова: «Серебряный век…»

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

                                                                                                              Слайд 1

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

 

Учитель.

   Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

   В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

                                                                                                          Слайд 2

   Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

                                                                                                           Слайд 3

   Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».

   Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в 90-х годах (ХIХ века)1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».

   Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»

 

-Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

-Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

 

А сейчас слово предоставляется вам.

 

Историческая справка (ученик 1)

                                                                                                                Слайд 4

   На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

1890 – экономический рост

1894 - Николай II

С 1902 – политические партии

1905-1905  – русско-японская война

1905 – первая русская революция

1906 – I Государственная Дума

1914 – начало Первой мировой войны

1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

                                                                                                                   Слайд 5

Научные открытия

-Открытие рентгеновских лучей

-Исследование радиации

-Создание квантовой теории

-Изобретение беспроволочной связи

 

 

   Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Учитель.

   Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.

   Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.

                                                                                                                Слайд 6

   Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

   Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

                                                                                                                 Слайд 7

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

                                                                                                                 Слайд 8

   Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

   В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством

                                                                                                                 Слайд 9

ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Константин Бальмонт написал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

 

Работа по слайду № 10

 

Искусствоведческая справка 

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализ» Рахманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.

                                                                                                          Слайд 11

М. Врубель «Демон поверженный» (ученик 2)

   А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобладающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

   Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

   Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

                                                                                                        Слайд 12

В. Борисов-Мусатов «Призраки» (ученик 3)

   В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом и полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

                                                                                                         Слайд 13

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (ученик 4)

   Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

 

Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

   В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

   Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

Анализ поэтических текстов. Коллективная работа

 Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

                                                                                                            Слайд 14

 Звучит музыка «Поэта экстаза» А. Скрябина. На фоне музыки читаем стихи и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

 

Автор

Поэтическая

              Я-концепция

В. Соловьев

 

М. Лохвицкая

 

К. Бальмонт

 

В. Ходасевич

 

                                                                                                        Слайд 15

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Хоть мы навек незримыми цепями                                 

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы с сами                     

Тот путь, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,        

И под личиной вещества бесстрастной                          

Везде огонь божественный горит.

                                                                                                       Слайд 16  

                                                                                                       Слайд 17    

Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых-

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной,-                                 

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,                          

В тумане свет провидя звездный

Из звезд сплетенного венца.

                                                                                                      Слайд 18

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,                                         

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,                                                           

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.                                                                       

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь…  Я буду петь о солнце                                

В предсмертный час!

                                                                                                          Слайд 19

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)

Я угасну… Я угасну…

Все равно… Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.                                                  

Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.

Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек..

     После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:

автор, годы жизни

поэтическая Я-концепция

В.Соловьёв

(1853-1900)

«…Мы навек незримыми цепями             

Прикованы к нездешним берегам»,

«… в цепях должны свершить                                                                                                                                мы сами

Тот круг, что боги очертили нам»

 

М. Лохвицкая

(1869-1905)

«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»

 

«Мне мил и солнца луч…

 И шорох тайн манит меня»

 

«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»

 

К.Бальмонт

(1867-1942)

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»

 

«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

В.Ходасевич

(1886-1939)

«Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далёк мне…»

 

Вывод по уроку.

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

 

Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»


 

Тема. «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Тема. «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Слайд 2 Впервые это название было предложено философом

Слайд 2 Впервые это название было предложено философом

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество

А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы

А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер

Из звезд сплетенного венца.

Из звезд сплетенного венца.

В.Соловьёв (1853-1900) «…Мы навек незримыми цепями

В.Соловьёв (1853-1900) «…Мы навек незримыми цепями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020